КолонкаПолитика

Надо учиться чувству юмора у первых лиц государства

Летят утки и два гуся

Этот материал вышел в номере № 142 от 14 декабря 2012
Читать
Изображение

Наутро после эфира пошли крики об очередном акте изощренной цензуры на НТВ, и ведущий «ЦТ» Вадим Такменев даже вынужден был объясниться в своем блоге: «Еще вчера нам казалось, что это смешной приемчик — мол, наряду с нецензурными словами есть такие, которые всуе — от греха подальше — лучше не произносить. И ведь ОТКРЫТО пошутили — иначе вместо огромной бешеной птицы на губах Шнура можно было просто утопить это в музыке. И ведь режиссер был уверен: песня — хит, слова все знают, шутку поймут. Ага! Горим в аду. Утром агентства сообщили об акте грубой цензуры на НТВ. Ну, перемудрили! Ну, м…ки, подставили себя и не только…»

Перемудрили — чего уж! Тем более что реальность такие шуточки и таких реальных уточек изо дня в день подкидывает, что разобрать, где прикол, а где явь, решительно невозможно. Марианна Максимовская в программе «Неделя» на РЕН ТВ показала свой репортаж о том, как проходило интервью пяти журналистов с премьер-министром Дмитрием Медведевым. В репортаж вошел и шутливый вопрос, который она задала премьеру уже после окончания официальной части. «Правда ли, — спросила она, — что президент страны тщательно отслеживает информацию о пришельцах, посещающих нашу страну?» И тот на полном серьезе понес пургу: мол, рассказываю только вам, действительно, президенту страны вместе с ядерным чемоданчиком приносят специальную папку с грифом «Совершенно секретно», и она полностью посвящена пришельцам… «Но сколько их среди нас — рассказывать не буду, чтобы не посеять панику». «По-моему, вопрос и ответ не хуже всех остальных», — резюмировала ведущая. Это точно. И смысла в ответе не больше, чем в остальных, только что прозвучавших. Как точно и то, что премьеры тоже шутят. Однако в каждой шутке есть доля правды.

Именно утром того судьбоносного дня, когда Медведев приехал в «Останкино», «пришельцы» объявились в квартире одного из авторов документального проекта «Срок» Павла Костомарова. Сам режиссер потом рассказал, что ордер на обыск был выписан еще 22 ноября, но в Следственном комитете тоже люди с чувством юмором, видать. Решили приурочить событие к какой-нибудь славной дате. И приурочили: в пятницу, 7 декабря, в Москве открывался фестиваль «Артдокфест», традиционно собирающий документалистов со всей России и из других стран мира, а премьер-министр Медведев на этот же день запланировал свое телеинтервью. Другой соавтор «Срока» Алексей Пивоваров был среди пяти избранных, допущенных к «телу». Словом, резонанс представители СКР обеспечили своему мероприятию максимальный.

Павел Костомаров у себя на родине широко известен лишь в узких кругах. А в мире он знаменитость — лауреат множества престижных международных премий, величина. Оценили его заслуги и в СКР — присвоили почетное звание «Свидетель», что очень точно характеризует суть того, что делает документалист. Он запечатлевает то, чему явился свидетелем, фиксирует приметы и атмосферу времени, не предполагая при этом, что эти его свидетельские показания могут быть использованы и против его героев, и против него самого. Работники СКР, по словам Костомарова, нарушили главный принцип качественной документалистики — автор не должен быть участником событий. А посему авторы «Срока» приостановили проект — пока до Нового года, который, если верить компетентному мнению премьер-министра, точно наступит. В отличие от конца света, в который Медведев как раз не верит. Не поверим вслед за ним и мы.

Во время интервью Алексей Пивоваров спросил, разумеется, как расценивать обыск в 7 часов утра в квартире его соавтора и как вообще работать при таком пристальном внимании следственных органов к документалистике и документалистам. Медведев немного заерзал: мол, тоже удивился с утра, увидев в сети сообщение об обыске у Костомарова. Даже посмотрел несколько эпизодов «Срока», вывешенных в интернете, но ничего криминального не заметил. Есть и более милосердные способы получения информации в интересах следствия, нежели ранний обыск. Впрочем, все по закону, а Костомаров, если что-то было не так, может подать в суд…

А когда интервью закончилось и главные телеканалы отключили трансляцию, премьер-министр, расслабившись и признав, что все прошло просто шикарно, вернулся к теме обыска и доверительно сообщил своим собеседникам: «Козлы они, что в восемь утра приходят». Этот почти пятиминутный фрагмент разговора после окончания официальной части вместе с «козлами», явно не предназначенными для чужих ушей, к несчастью для главного героя, тоже был записан и непонятно как тут же оказался в интернете. Вскоре на «козлов» ответил с возмущением главный спикер СКР Маркин, но было уже поздно. «Козлы», запущенные в огород, пошли гулять по сети, хотя в итоговых программах недели никто, кроме Марианны Максимовской, о крамольном эпизоде не упомянул, что, разумеется, объясняется отнюдь не цензурой, а токмо корректностью телевизионщиков по отношению к первым лицам государства.

Потому и уток, закрякавших фамилии тех же первых лиц в хулиганской песне Шнура, многие тоже объясняли исключительно корректностью телевизионщиков. А это, оказывается, был смешной приемчик, прикол, призванный открыть всем глаза на то, что есть два гуся, о которых говорить всуе — себе дороже. Однако ж не оценил добрую шутку зритель. Беда у него, у зрителя, с чувством юмора. Всюду он цензуру увидеть норовит. Надо у первых лиц государства чувству юмора учиться — они знают толк в хорошей шутке и прикалываются над народом так, как никаким «Веселым ребятам» и не снилось.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow