СюжетыОбщество

Плоды творчества группировки гениев

Почему фонд «Право ребенка» просит о помощи

Этот материал вышел в номере № 142 от 14 декабря 2012
Читать
Почему фонд «Право ребенка» просит о помощи

3 декабря опубликован приказ Минюста России «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»: принятый летом закон заработал. Только вот «агентом» пока никто себя не признал. В эти же дни Конгресс США принял «закон Магнитского», предполагающий дискриминационные меры в отношении российских чиновников-коррупционеров. Есть ли связь между этими событиями? И как они отразятся на нашей повседневной жизни?

Я живу в России с момента рождения в 1939 году и все время не перестаю удивляться. Поистине это самая интересная страна в мире. Интересная по причине непредсказуемости, иррациональности, а также какой-то волшебной поэтичности, когда Слово становится главным действием и событием. Какой кремлевский гений («группировка гениев»?) придумал в 2012 году запустить для всеобщего употребления страшное словосочетание сталинских времен «иностранный агент»? И попал в точку: миллионы россиян сразу стали оглядываться и озираться в поисках врагов народа. Очевидно, библейское «В начале было Слово» — это про Россию.

Сразу после опубликования в конце июня проекта закона об иностранных агентах (правительство согласовало его в течение одного дня, что говорит о высоком уровне «поручения») было много протестов. Я сделал заявление о том, что вводимое законом расширительное определение иностранного агента неизбежно сделает таковым и возглавляемую мной РОО «Право ребенка», и даже Русскую православную церковь (РПЦ), еще 2 июля. В тот же день эти соображения поддержал председатель Совета при президенте по правам человек Михаил Федотов, а через день Госдума внесла в закон изменения, исключающие из его действия религиозные организации. Я очень себя ругаю за ту свою инициативу, потому что РПЦ — иностранный агент, это было бы очень красиво — то, что у нас, физиков, называется «доведение до абсурда».

Против закона резко выступила и Общественная палата РФ. Случилось это благодаря инициативе председателя Комиссии по социальной политике Елены Тополевой-Солдуновой. И по-настоящему удивил и обрадовал тот факт, что при поименном голосовании это заявление поддержали 125 из 126 членов Общественной палаты РФ.

В результате этих и многих других протестов из-под действия закона были выведены некоторые гуманитарные виды деятельности, включая «защиту материнства и детства». Таким образом, РОО «Право ребенка» хотя заведомо и старается влиять на нуждающуюся в коренном реформировании политику государства в сфере детства и семьи, вроде бы может спокойно получать иностранную поддержку, не заявляя себя иностранным агентом.

Но и в любом случае РОО «Право ребенка» не стало бы заявлять себя иностранным агентом просто из самоуважения и из принципа. Такую же вполне понятную позицию заняли Московская Хельсинкская группа (МХГ), Ассоциация «ГОЛОС», Движение «За права человека» и многие другие авторитетные НКО.

Проблема, однако, в том, что этот закон, даже еще не начав действовать, за последние месяцы уже нанес огромный ущерб нарождающемуся гражданскому обществу России.

Во-первых, потому, что в связи с игрой в холодную войну прекратили работу в РФ многие зарубежные фонды, не только USAID. Да, Фонд президентских грантов в этом году увеличен в три раза — до 3 миллиардов рублей. Но вот, например, заявка РОО «Право ребенка» на эту поддержку в октябре была отклонена, а альтернативы нет. И после 16 лет работы мы сегодня оказались на грани закрытия и подобно МХГ просим о помощи.

Во-вторых, и это самое страшное, нанесен удар по многим тысячам НКО по всей стране, которые получали какую-то, возможно минимальную, поддержку иностранных фондов. Им сегодня очень трудно, потому что местные власти всех их уже стали рассматривать как иностранных агентов и лишать своей поддержки, льготной аренды помещения и т.п.

Информация об этом приходит постоянно из многих субъектов РФ. И это очень серьезно. Закон об НКО — иностранных агентах — это сильнейший удар по нарождающемуся гражданскому обществу России. А тем самым этот закон чрезвычайно выгоден и удобен местной предельно коррумпированной бюрократии.

Резюмируя: (1) закон об НКО — иностранных агентах защищает российских коррумпированных чиновников от неугодных им НКО; (2) «закон Магнитского», напротив, поможет России в борьбе с ее главным внутренним врагом — коррупцией.

Борис АЛЬТШУЛЕР председатель Правления РОО «Право ребенка», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, член МХГ

РОО «Право ребенка» просит о помощи в целях: — продолжения ежедневной работы правозащитной детской приемной; — реализации программы «Право ребенка на семью»; — поддержки дружественных НКО и активистов в сфере защиты детства и семьи.

Узнать о том, как помочь: Тел./факс, эл. почта: 8 495 624-07-52, 8 495 621-15-65, [email protected]

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow