СюжетыОбщество

Замкнутая кольцевая

Попытки столичного правительства навести порядок с большегрузами на МКАД не сразу нашли понимание в Московской области

Этот материал вышел в номере № 142 от 14 декабря 2012
Читать
Московский регион привыкает к радикальным транспортным реформам. Еще два года назад попытки ограничить движение грузовиков по МКАД вызывали активное противодействие со стороны транспортных компаний и водителей фур. В этот раз пытались сопротивляться только подмосковные чиновники.

Московский регион привыкает к радикальным транспортным реформам. Еще два года назад попытки ограничить движение грузовиков по МКАД вызывали активное противодействие со стороны транспортных компаний и водителей фур. В этот раз пытались сопротивляться только подмосковные чиновники.

Сергей Собянин первый раз пробовал ограничить движение грузовиков по МКАД еще осенью 2010 года, едва заняв кресло мэра. Тогда возможное нововведение вызвало резко негативную реакцию транспортно-логистического сообщества.

«Как это ни парадоксально, но подавляющее большинство водителей грузового транспорта с радостью готовы принять нововведения относительно режима проезда по МКАД и въезда в Москву, — писали в своем открытом письме новому мэру дальнобойщики (письмо было опубликовано в №126 от 10.11.2010). —У наших коллег зубы сводит, когда в путевом листе и товарно-транспортной накладной стоит отметка «загрузка/выгрузка в Москве»… Самое мягкое выражение, которое можно услышать на МКАД в радиоканале дальнобойщиков: «Да пропади она пропадом, эта Москва!».

Проблема была не в сути очередной транспортной реформы, а в способах ее реализации. Основные недостатки, на которые указывали дальнобойщики в 2010-м, — катастрофическая нехватка стоянок для большегрузов на подъездах к МКАД и отсутствие вариантов объезда кольцевой. Много говорилось и о необходимости вывода за пределы столицы логистических центров, складов, производств.

Новые ограничения для грузового автотранспорта, которые будут вступать в силу поэтапно (с 1 февраля начинает действовать запрет на движение по МКАД с 7 утра до 22 вечера — транзитных большегрузов, а с 1 мая он распространится на все автомобили с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн), несколько мягче, чем те, что Собянин планировал принять в 2010-м. Два года назад чиновники предлагали распространить ограничения на все автомобили с разрешенной максимальной массой свыше полутора тонн, сейчас под запрет попадут только КамАЗы, МАЗы и большинство большегрузных фур с прицепами.

А в остальном ничего не поменялось — стоянок и мест для отдыха почти нет, логистические центры и склады никто из Москвы в область не перемещал, новых путей объезда Москвы не появилось, «малая бетонка» (Московское бетонное кольцо — А107) в том же состоянии, что и несколько лет назад, — узкая, с плохим покрытием и десятками железнодорожных переездов.

Реформа нужна, но никто: ни Москва, ни Московская область, ни те, на кого она непосредственно направлена, — к ней не готовы.

Правда, правительство Москвы уверяет, что в ближайшее время все необходимое для ее воплощения в жизнь появится.«Проводимая реформа как раз и нацелена на реализацию комплексной реформы грузовой логистики Москвы, а ее первый шаг — это введение ограничений для грузовиков, — пояснил «Новой» заместитель мэра, руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. —Поэтому мы занимаемся организацией специальных парковок вблизи МКАД для грузовиков, ожидающих разрешенного времени въезда, будем создавать логистические центры за пределами МКАД, развивать речные перевозки и в сотрудничестве с РЖД заниматься оптимизацией грузовых дворов. За счет этого в комплексе в среднесрочной перспективе планируется перестроить грузовую логистику Москвы по образцу других крупнейших мегаполисов».

Правда, основной объем работы по претворению этой реформы в жизнь ляжет не на московское, а на областное правительство. А оно встретило в штыки сценарий «комплексной реформы грузовой логистики Москвы», который Собянин утвердил еще 15 ноября. В последнюю неделю осени дошло даже до открытой конфронтации, когда вице-премьер Московской области Роман Филимонов заявил, что постановление столичных властей не только преждевременно, но и «подрывает основы конституционного стоя». Правда, 1 декабря пресс-служба и.о. губернатора Воробьева объявила, что Москва и область обо всем договорились.

Однако до недавнего времени прогноз областных чиновников был неутешительным: малое бетонное кольцо встанет, не справившись с нагрузкой, аварийность повысится, стоянки построить не успеют, потому что «строительство займет минимум год без учета проектирования» и на него необходимо выделить почти 4 млрд рублей (и это притом что еще в 2010 году правительствами столицы и области был подписан протокол, в соответствии с которым область обязалась построить стоянки). Ликсутов парировал, обещая к 1 февраля полностью подготовить Новую Москву к реализации очередной транспортной реформы.

Не решены и многие другие вопросы. Каким образом контролировать транзитный транспорт? Когда начнется (если начнется) вывод складов?

В том, что ждет Москву и область после вступления в силу нововведений, мнения экспертов расходятся. Сторонники реформы утверждают, что МКАД действительно разгрузится (а в том, что она сейчас перегружена, сомнений нет).

Не исключено, что получатели грузов только выиграют — фуры в основном заполнены всего на четверть, а значит, при оптимизации можно задействовать парк машин в несколько раз меньший, что будет дешевле.

Противники нововведений полагают, что грузовики в отсутствии стоянок забьют федеральные трассы на подъездах к Москве. И не только трассы.

Профессор Академии народного хозяйства и государственной службы Иван Стариков задается вопросом: «Куда вы денете тысячи и тысячи грузовиков, которые должны будут где-то припарковаться, простоять 15 часов? По близлежащим населенным пунктам Подмосковья, полям и лесополосам будет создано большое количество помоек, локальных мест экологических бедствий».

Но какой бы ни была реформа, в условиях конфронтации между Москвой и областью она все равно получится менее эффективной, чем в том случае, если регионы начнут работать сообща. Столичные власти вынуждены приступать к хирургическим мерам в одностороннем порядке, потому что откладывать изменения «на потом» можно до бесконечности, а вот 10 баллов по шкале «Яндекс-пробок» было в Москве уже в среду — и это в бесснежную погоду. А областным властям нужно помнить, что чем сильнее они будут сопротивляться, тем раньше получат «конец трафика» у себя в регионе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow