Сюжеты

Художники, визионеры, циркачи

Вышла первая в России книга о визуальном театре

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 144 от 19 декабря 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Мы тут злостно нарушаем законы жанра рецензии — ибо книга известного критика Дины Годер так и называется: «Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра». Но как же назвать рецензию, если сам спектр описанного в книге безмерно широк?

 

Мы тут злостно нарушаем законы жанра рецензии — ибо книга известного критика Дины Годер так и называется: «Художники, визионеры, циркачи. Очерки визуального театра» (М.: Новое литературное обозрение). Но как же назвать рецензию, если сам спектр описанного в книге безмерно широк?

Да, художники, визионеры и циркачи, кукольники и перформансисты (и куклы у них бывают с ноготок, и оперный театр с бархатом и лепниной может доставать зрителю до груди, — но бывают их куклы и балаганными великанами на ходулях!). В их театрах возможно все: химические опыты и кузница на подмостках; воздушный бой семи роялей, обитых оплавленной жестью, — под звуки «Блокадной симфонии» Шостаковича; латы клоунессы, составленные из начищенных стальных кастрюль, кокотниц, кулинарных термометров и мерных стаканов; 3D-проекция; кролик Жан-Луи, выскакивающий из шляпы; отряд тибетских монахов в оранжевых рясах — верхом на холеных цирковых конях; летающие акробаты (причем световой задник, фон их полета, очень точно повторяет оттенки неба и воды на полотнах венецианцев); «Процесс» Кафки, сыгранный на наклонной плоскости восьмью Йозефами К., похожими на комиков и злодеев немого кино; «Петербург» Белого, сыгранный в покоях Михайловского замка.

Нет единого жанра, есть россыпь видений сложнейшей технической природы. Но Дина Годер точно определяет суть: «Визуальный театр — это всегда театр авторский и поэтический, на каком бы скрещении жанров он ни рождался и результатом каких режиссерских стратегий ни оказывался. И ему в полной мере свойственно все, что мы любим или не любим в поэзии, к тому же умноженное на особую силу, которую имеют зрительные образы».

Поэтому книга о театре Филиппа Жанти, Ромео Кастеллучи, Жозефа Наджа, Андреаса Кригенбурга, Даниэле Финци Паска, Андрея Могучего, Дмитрия Крымова, Андрия Жолдака, Инженерного театра АХЕ, о французском интеллектуальном цирке и театре «Тень», об отдельных аспектах театра Робера Лепажа и Хайнера Геббельса (персонажей и технологий в книге куда больше) — сама превращается в подобие поэмы в прозе. Годер подробно «записывает» мизансцены. Природа мизансцен такова, что аналитический текст становится художественным. Азарт и галлюциногенная природа описанных действ передаются читателю через текст. Впрочем — к книге приложен и DVD с фрагментами спектаклей. И она (ежели рассуждать прагматически) может служить читателю путеводителем по театральным фестивалям Европы, поскольку дает четкое представление о половине их главных героев последних десяти лет.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera