СюжетыОбщество

Крайние меры

Жители Воронежской области готовы к любым формам протеста против добычи никеля

Фото: SaveKhoper.ru

Пока губернатор Воронежской области обещает провести опрос среди местных жителей, а Уральская горно-металлургическая компания ­– оценочные работы, Общественная палата инициировала свою экспертизу экологических, экономических и социальных последствий добычи никеля в Воронежской области.

Напомним, здесь протестуют с конца декабря прошлого года ­– с тех пор, как постановлением Правительства был объявлен конкурс на разработку Еланского и Елкинского месторождений, который выиграла дочерняя компания УГМК. Единственной реакцией местной власти на многочисленные митинги стало обещание Гордеева прислушаться к воле народа и не начинать работ без согласия граждан – однако время идет, а никаких опросов до сих пор не проводилось.

Сегодня в Общественной палате собрались геологи, биологи, социологи и экономисты; приехали представители антиникелевого движения и местного казачества, а также представитель УГМК. Ученые представили свой вариант экспертизы, подготовленный по инициативе Общественной палаты.

Такие слушания проводятся не в первый раз, но сегодня в палате появились новые лица: член Палаты Леонид Давыдов и депутат Госдумы Максим Шингаркин. Они уже проводили на прошлой неделе непубличную встречу с представителем УГМК Евгением Брагиным, пригласив на нее некоторых региональных экоактивистов. Сегодня, несмотря на то, что большинство собравшихся говорили о необходимости рекомендовать Президенту и Правительству РФ отозвать лицензии на Еланское и Елкинское месторождения, Шингаркин и Давыдов рассказали, что основными требованиями слушаний было предоставление документации со стороны УГМК. Посыл неверный: активисты хотят не контролировать работы, а показать, что целый ряд требований закона не соблюдены и продолжение реализации «никелевой аферы» нецелесообразно. Появление новых лиц активисты объясняют спланированным информационном подлогом и попыткой лоббирования интересов компании-разработчика в Общественной палате.

Тем не менее проблема отсутствия документации тоже стоит остро – разработчики предлагают жителям кота в мешке: обещают рабочие места и экономический бум, при этом не говоря о последствиях, потому что пока рано их оценивать. По словам Евгения Брагина, заместителя гендиректора УГМК, первые отчеты будут к весне 2013 года. Дальше начнется этап оценочных работ – планируется провести 140 разведочных бурений Еланского и 23 бурения Елкинского месторождений. В компании обещают: будет подготовлен подробный отчет о влиянии проекта на окружающую среду, но только к весне 2015 года.

Ответом представителя компании активисты остались недовольны.

– Сначала он пытался скрыть информацию, касающуюся, например, заложенного в лицензии сброса вод в приток Хопра ­– реку Елань, а когда мы ему на это указали, сослался на то, что такова стандартная лицензия, – рассказывает Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра». – Ну да, стандартная лицензия на добычу цветных металлов в Черноземье. А когда мы спросили, почему из Еланской лицензии исчезла фраза про то, что металлургический завод надо строить в Кировограде, а остались просто обязательства строить металлургический завод –возможно, и в Воронежской области, он вообще объяснил все опечаткой. Это в ключевом документе проекта на десяток миллиардов долларов!

Кроме того, неясно, когда будет осуществлен вывод земель из сельскохозяйственной категории, что требуется для проведения разведочных работ, уже намеченных на 25 января. На этот вопрос Евгений Брагин ответил, что проблема до сих пор не решена. Для перевода земель в промышленную категорию необходимо будет провести публичные слушания – активисты опасаются, что УГМК попытается скрыть их проведение.

Сергей Симак, член Общественной палаты, объяснил: победа в конкурсе еще не означает, что УГМК позволят добывать никель. Но опасения жителей понятны: сложно представить себе ситуацию, в которой компания, вложив огромные деньги в различные оценочные работы, вдруг легко откажется от проекта.

А такая ситуация возникнет с большой долей вероятности. Среди главных рисков – загрязнение реки Хопер, гибель животных, обитающих в водоемах и Хоперском заповеднике, иссушение почв и загрязнение атмосферы.

Всего этого можно было бы избежать. Новохоперский район находится в зоне богатого черноземного региона, напоминает в своем докладе Александр Новиков, президент Института гуманитарных и экономических проблем продовольственной безопасности. А Россия не раз заявляла о своей готовности развивать сельское хозяйство и обеспечивать продовольственную безопасность.

Полностью оценить экологический и экономический потенциал региона способны только ученые. Пожалуй, наиболее интересный аспект доклада – социальный. В конечном счете недра принадлежат именно народу и именно ему решать. И тут выясняется, что народ не хочет новых рабочих мест – а хочет жить в чистой и благополучной среде.

Опрос местных жителей был проведен сотрудниками Института социологии РАН – в результате получилась выборка из 501 анкеты людей разных возрастов, пола и социального статуса – 95% считают, что разработки нанесут вред окружающей среде, 98% боятся за здоровье населения. Интересно вот что: большинство поддерживают мирные акции против никеля – митинги, пикеты и так далее, при этом 58 % считают возможными более радикальные меры – в том числе, блокирование авто- и железнодорожных магистралей.

Начало разведочных работ назначено на 25 января 2013 года ­– осталось чуть больше месяца. Вряд ли за это время многие передумают. Ученые и члены Общественной палаты предлагают УГМК пойти на мировую – не начинать никаких работ до тех пор, пока волнующие жителей вопросы не будут прояснены. Учитывая настроения, звучит разумно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow