РасследованияПолитика

Башни и пирамиды

«Серийный банкир» Алякин, возможно, покупает бизнес экс-девелопера Полонского. Дольщики боятся стать обманутыми

Этот материал вышел в номере № 146 от 24 декабря 2012
Читать
«Серийный банкир» Алякин, возможно, покупает бизнес экс-девелопера Полонского. Дольщики боятся стать обманутыми

Информация о том, что Сергей Полонский продает свой бизнес банкиру Алексею Алякину, насторожила дольщиков жилого комплекса «Кутузовская миля», все еще не теряющих надежды справить новоселье в квартирах домов, возвести которые обязалась некогда респектабельная компания Mirax Group, реинкарнировавшая в начале 2011 года в Nazvanie.net, а в 2012 году в Potok.

«Дело Полонского»

Еще в 2005 году дольщики «Кутузовской мили» (и не только), поверив в эпатажного девелопера, заплатили за будущие квартиры. А как не поверить, если проекты Полонского выглядели один грандиознее другого: ЖК «Золотые ключи-2» (144 000 кв. м), коттеджный поселок «Ы», бизнес-центры «Европа-Building» (16 000 кв. м) и «Полларс» (55 500 кв. м), башня «Федерация» в «Москва-Сити» и другие. Начали появляться и зарубежные проекты. Полонский приобрел люксовый отель Sungate Port Royal в Турции, начал строительство курортного комплекса Astra Montenegro в Черногории, заявил проекты в Великобритании, Швейцарии, Франции. «Это первые шаги по завоеванию Вселенной», — бравировал хозяин Mirax Group.

Портфель проектов Полонского перевалил за 12 000 000 кв. метров, Mirax Group стала одним из крупнейших в России застройщиков. От клиентов не было отбоя. Работавшие в те годы в компании очевидцы утверждают, что «деньги тащили мешками. Цены переписывали по несколько раз в день».

Изображение

Надо сказать, что среди желающих приобрести «элитные квартиры» (а не элитных Полонский не строил), несомненно, было немало тех, кто вкладывался в жилье, пристраивая коррупционные доходы. Поэтому-то они и не обращали внимания на ценники, нередко доходящие, а то и переваливающие за 1 млн долларов за одну квартиру. Поэтому-то, видимо, и не поднимали голов, не шумели, когда Mirax Group направляла средства, привлеченные на будущие проекты, на доделку старых.

Но большинство клиентов Mirax Group — это звезды эстрады и спорта, предприниматели, менеджеры крупных компаний — тот самый средний класс, оформивший кредиты под залог своих менее престижных квартир. Они-то и начали бить во все колокола, объединившись (к примеру, как дольщики проекта «Кутузовская миля», в некоммерческое партнерство «Содействие защите прав дольщиков строительства ЖК «Форт Кутузов»), чтобы вместе добиться от Сергея Полонского выполнения обязательств.

Именно по инициативе дольщиков в сентябре этого года ГСУ ГУ МВД по Москве возбудило уголовное дело в отношении «неустановленных сотрудников» компании Mirax Group. По версии следствия, в 2007—2008 годах менеджмент Mirax Group инициировал заключение «предварительных договоров купли-продажи квартир» в строящемся жилом комплексе «Кутузовская миля». Эти договоры, как выяснилось, заведомо не соответствовали и утвержденной проектной документации, и законодательству, регламентирующему долевое строительство. Еще год назад дольщики писали генпрокурору России Юрию Чайке: «Данная договорная форма использовалась в обход уже давно действующего 214-го Федерального закона о долевом строительстве, что давало возможность преднамеренно организовать вывод денежных средств соинвесторов из проекта на иные нужды, не связанные со строительством данных объектов». Тем не менее с москвичей только на «Кутузовскую милю» было собрано немногим менее 6 млрд рублей.

«Неустановленные лица», опять же по версии следствия, вывели деньги, предназначавшиеся на строительство «Кутузовской мили», на другие проекты Полонского. Возведение же этого жилого комплекса было «заморожено», о выполнении обязательств перед назойливыми дольщиками по «предварительным договорам» не могло быть и речи. В довершении всего «неустановленные сотрудники» компании Mirax Group предприняли «действия, направленные на преднамеренное банкротство и ликвидацию фирмы».

Еще в прошлом году «Новая» рассказывала, что деньги дольщиков на возведение «Кутузовской мили» аккумулировались в ООО «Аванта», подконтрольном Полонскому. Из почти шести миллиардов рублей 2,5 млрд были вложены действительно в «Кутузовскую милю». Львиная часть оставшейся суммы со счетов «Аванты» перекочевала на счета других фирм Полонского. Например, 832 млн «Аванта» перевела на счета ООО «МИК-СМ», 735 млн — ЗАО «Миракс-Фили, 270 млн — ЗАО «Башня Федерация Менеджмент», 310 млн — ЗАО «Миракс-Сити», 210 — ООО «Инфотриумф» (занимался реализацией проекта Полонского «Курский вокзал») (подробности см. в № 116 «Новой» от 17 октября 2011 г.).

Перекачку денег зафиксировали и сотрудники ГСУ ГУ МВД по Москве. Но дальше фиксации вывода средств со счетов «Аванты» расследование пока не продвинулось. Даже допросить «свидетеля Полонского» не удается. Обеспокоенный возбуждением уголовного дела, девелопер улетел из России.

22 ноября «дело Полонского» получило федеральный статус. Его изъяли из производства ГСУ ГУ МВД по Москве, передали в Следственный департамент МВД РФ и поручили подполковнику Олегу Сильченко. К слову, именно Сильченко в 2008 году вел уголовное дело в отношении Сергея Магнитского. Но если юрист Hermitage был стремительно «разоблачен» и отправлен в «Матросскую Тишину», то по «делу Полонского» результат пока практически нулевой. Даже официальное место нахождения Полонского «не установлено», хотя тот ни от кого не скрывается и периодически размещает в блогосфере оптимистические фотографии о том, как замечательно проводит время в своем отеле, построенном на частном острове в территориальных водах Камбоджи.

Потомственный банкир

Незадолго до передачи материалов «дела Полонского» в Следственный департамент МВД РФ в СМИ всплыло имя Алексея Алякина как потенциального покупателя бизнеса Полонского, якобы готового выложить за приобретение $200 млн. При этом 100 млн сразу, а 100 — в течение 2013 года. Эта информация не прибавила оптимизма дольщикам.

— Господин Алякин не был замечен в благотворительности, — заявил «Новой» член правления НП «Содействие защите прав дольщиков строительства ЖК «Форт Кутузов» Сергей Лабутьев. — Его специализация — слияния и поглощения, поэтому сложно представить, что он и его команда начнут реально реструктуризировать Potok для достижения максимального баланса активов-пассивов и завершения строительства жилого комплекса «Кутузовская миля».

— Алякин — большой специалист в области банкротства, — уточнил Лабутьев. — Но банкротство не в наших интересах. Если процедура будет инициирована, даже 2,5 млрд рублей из шести, собранных с дольщиков «Кутузовской мили» и официально признанных инвестиций в стройку, определят в конкурсную массу и они будут размазаны между огромным числом кредиторов.

Дольщиков насторожил бэкграунд Алякина. Так, всего за несколько лет бизнесмен приобрел пакеты акций целого букета небольших кредитных организаций: Маст-банка, Юникорбанка, Интеркапитал-банка, банков «Окский», «АБ-финанс», «Пушкино», «Кедр». При этом практически всегда активы приобретались с приличным дисконтом.

Очевидно, что работать по таким схемам можно только при серьезной поддержке. Экс-глава ЦБ России Виктор Геращенко рассказал «Новой», что хорошо помнит маму братьев Алякиных, которая еще в советское время работала в банковской сфере на руководящих должностях. При этом не только в СССР, но и за границей.

Сыновья пошли по стопам матери. Старший, Андрей, сделал неплохую карьеру в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Москве, а в декабре 2010 года перешел в ОАО «Россельхозбанк», заняв должность заместителя председателя правления банка, который несколько месяцев спустя возглавил Дмитрий Патрушев — сын экс-директора ФСБ. Кроме того, по нашим сведениям, Андрея Алякина связывают дружеские отношения с главой департамента банковского надзора ЦБ Алексеем Плякиным.

Имея таких родственников и знакомых, 40-летний Алексей Алякин, выпускник Ярославского высшего военно-финансового училища, не мог обойти стороной банковскую сферу. Участники рынка давно обратили внимание на формат банков, приобретаемых Алякиным, и механизм работы с ними. Алякин не объединяет подконтрольные банки для увеличения капитализации, а это противоречит логике развития любого банка как самостоятельного бизнеса. Вместо этого в алякинских банках происходят процессы легко объяснимые, если допустить, что банки изначально приобретаются под форсированную аккумуляцию средств вкладчиков.

Нечто подобное сейчас происходит в подмосковном банке «Пушкино». Только в начале декабря Алексей Алякин объявил о выходе из состава учредителей банка, оставив себе миноритарные 0,17% акций, а уже 13 декабря на сайте ОАО КБ «Пушкино» появилось сообщение, что доля Алякина в уставном капитале банка составляет 18,65%. При этом за последний год, практически с того самого момента, когда «Пушкино» перешло под контроль Алякина, в банке происходит взрывной прирост депозитных вкладов. А почему бы не открыть депозитный счет, если банк обещает до 13,1% годовых? Это при том, что, по данным департамента внешних и общественных связей ЦБ, полученным в результате мониторинга десяти крупнейших банков России, максимальная процентная ставка по депозитным вкладам в рублях 9,65%. На 1 октября (по данным официального отчета за третий квартал 2012 года) на депозитных счетах банка «Пушкино» было аккумулировано 20,2 млрд рублей частных вкладчиков. А на 1 октября 2011 года таких вкладов было всего 5,6 млрд рублей.

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», в 1992—1993 годах министр экономики России, считает, что рост депозитов по ставке, сильно отличающейся от рынка, должен насторожить и вкладчиков, и регуляторов. Если регулятор не настораживается — это или коррупция, или низкий уровень профессионализма. На вопрос «Новой», что бы он посоветовал вкладчикам подобных банков, Нечаев ответил предельно лаконично:

— Надо тикать.

В отношении КБ «Пушкино» регулятор в лице ЦБ все же насторожился и 10 декабря распространил сообщение, что ввел для банка ограничение по приросту вкладов.

На таком информационном фоне и пошли разговоры, что Алякин покупает бизнес Полонского. При этом едва ли он приобретает «кота в мешке». Алякин, по всей видимости, все тщательно взвесил и знает наперед каждый свой последующий шаг. Банкир знаком с девелопером не менее трех лет. В 2009 году у них даже был совместный проект, когда именно Алякин стал единственным инвестором строительства вилл в окрестностях черногорского города Будва. Полонский приступил к реализации проекта, даже не до конца оформив все необходимые разрешения у властей Черногории. Алякин, планировавший вложить в проект $55 млн, ограничился $3 млн. Но успел потребовать от Полонского, чтобы все счета по кредитно-финансовому обслуживанию проекта были открыты в контролируемом им Маст-банке.

Атака «Аванты»

Предчувствие не обмануло дольщиков «Кутузовской мили». В минувшую пятницу, 21 декабря, истек семидневный срок, предложенный инвестором ООО «Аванта» застройщику «Кутузовской мили» ЗАО «ФЦСР» для возвращения 2,53 млрд рублей инвестиционного взноса и 1,2 млрд набежавших пеней.

Требование перечислить на счет «Аванты» 3,73 млрд рублей содержалось в телеграмме, доставленной в офис ФЦСР (копия телеграммы есть в редакции). Прянишников С.В., гендиректор «Аванты», сослался на решение девятого апелляционного суда Москвы от 7 августа 2012 года, согласно которому оставлено в силе решение суда первой инстанции о признании факта расторжения инвестиционного договора между ООО «Аванта» и ЗАО «ФЦСР», подписанного еще 28 марта 2005 года.

Дольщики «Кутузовской мили» забили тревогу.

— Если ФЦСР вернет «Аванте» деньги, у ФЦСР не останется никаких обязательств перед дольщиками, и мы будем втянуты в судебные процессы, которые могут продолжаться не один год, — заявил «Новой» Сергей Лабутьев. — Мы подготовили и распространили открытое письмо.

Копию письма Лабутьев передал и в редакцию «Новой».

Возврат денег ООО «Аванта» будет означать, что «ни один рубль, собранный с 256 покупателей квартир «Кутузовской мили», не остался в объекте!».

«На наш взгляд, доказывать уже нечего! — эмоционально написали дольщики. — Полонский—Алякин собирают остатки роскоши, ввязываются в спор и втягивают в него своих кредиторов, сталкивая их требования вокруг многократно меньших активов!.. В период с 2008 по 2012 год Полонский как минимум три раза закладывал объект! Первый раз — в 2008 году, гарантируя выпуск СLN на $108 млн (поручителем по этим бумагам выступило ООО «Аванта»), второй раз в июле 2010 года, когда в состав учредителей вошла ООО «МГ-групп» на 49,14% долей с кучей обязательств за спиной, и третий раз в 2011 году, когда «Кутузовская миля» появилась в списке объектов залога под очередную реструктуризацию обязательств Полонского».

Напомним, что проект «Кутузовская миля» стартовал еще в 2002-м, когда ЗАО «ФЦСР» заключило с правительством Москвы инвестиционный контракт на комплексную застройку. ФЦСР подготовила проектную документацию, подвела инженерные сети, расселила жителей хрущевок, подлежащих сносу. Для того чтобы начать возводить новые дома, ФЦСР понадобился соинвестор. Им-то и стала Mirax Group, у которой тоже не было свободных денег, и она начала собирать деньги дольщиков, аккумулируя их в подконтрольную «Аванту».

Зная все это, мы показали нескольким экспертам в области арбитражного права и телеграмму ООО «Аванта», и решение апелляционного суда Москвы от 7 августа 2012 года по делу № А40-142346/10-6-1171. И все они в один голос говорят, что из решения суда не следует безусловного обязательства ФЦСР вернуть «Аванте» 2,53 млрд рублей инвестиционного взноса и 1,2 млрд пеней. Хотя бы потому, что иск был подан не «Авантой», а самой ФЦСР. А предметом иска было «взыскание неустойки (пени) в размере 65 866 084 руб. 49 коп.» именно с «Аванты» за прекращение финансирования проекта. Пикантная подробность. Суд решил: «Взыскать с ООО «АВАНТА» в пользу ЗАО «ФЦСР» неустойку в размере 65 866 084 руб. 49 коп., госпошлину по иску в размере 200 000 руб. и госпошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 руб.». Это означает, что не ФЦСР должна «Аванте», а ровным счетом наоборот. А чтобы добиться возврата денег, сама «Аванта» должна идти в суд с иском к ФЦСР. Но у такого процесса никудышные перспективы. Потому что в качестве третьих лиц могут быть привлечены дольщики «Кутузовской мили», которые, возможно, докажут, что на начальном этапе строительства «Аванта» перечисляла в ФЦСР именно их деньги.

А ведь еще год назад ФЦСР предложила схему, которая устроила всех, кроме Полонского. Есть три стороны — «Аванта», дольщики и ФЦСР. «Аванта» должна дольщикам, а ФЦСР — «Аванте» (2,5 млрд руб. в порядке возврата инвестиционного взноса по расторгнутому договору). Почему бы не произвести взаимозачет: ФЦСР возвращает инвестиционный взнос «Аванте», та рассчитывается с дольщиками, которые, в свою очередь, платят ФСЦР по заключенным договорам долевого участия в соответствии с Федеральным законом № 214. При этом физически никому и ничего платить не нужно, речь идет фактически о реструктуризации ранее возникших задолженностей. Дольщики вместо предварительных договоров, имеющих сомнительную юридическую природу и в большинстве своем уже истекших по срокам, получили бы документ, соответствующий действующему законодательству, и уверенность в том, что он превратится в квартиру (подробности см. в № 116 «Новой» от 17 октября 2011 г.).

Эту схему поддержало и правительство Москвы, что само по себе могло резко увеличить шансы дольщиков справить новоселье в «Кутузовской мили». Но схема не устроила Полонского. Потому что при реализации схемы «Аванта», а значит, и сам Полонский, полностью исключались из числа инвесторов проекта. И тогда он не смог бы и дальше оперировать незавершенкой по своему усмотрению, как это произошло в июле этого года, когда Полонскому удалось договориться о реструктуризации долгов компании Potok, заменив долг на сумму в 12,8 млрд руб. на заем в 14,5 млрд руб. В качестве обеспечения по сделке выступили восемь проектов компании Potok общей площадью 2,3 млн кв.м. В том числе и «Кутузовская миля».

Все эти обстоятельства говорят о том, что атака «Аванты» на «ФЦСР» с требованием 3,73 млрд рублей — это не более чем отвлекающий маневр. Маневр, задача которого прикрыть, как дымовой завесой, более серьезные шаги, которые, по всей видимости, сделает уже Алексей Алякин.

От редакции

Крупные бизнесмены, которые на поверку оказываются патентованными мошенниками, встречаются, конечно, не только в России. Исключительная особенность нашей страны в том, что подобные субъекты всегда находятся под пристальным контролем регуляторов (ЦБ, Минфин, Росфинмониторинг), правоохранительных органов и спецслужб, которые, однако, не только не препятствуют противозаконной деятельности, но и, по сути, ее поощряют, а иногда и руководят ею. Разумеется, для получения коррупционной ренты.

Неужели новостью, например, для управления «К» ФСБ оказалось, что те или иные банки, с помпой разоблаченные уже после своего банкротства, были помойками изначально? Или Финмониторинг никогда не задавался вопросом, почему одни и те же финансовые структуры получают гигантские суммы после незаконного возврата НДС, чтобы потом — по типичной отмывочной схеме — начинать их гонять по сотням счетов и вывести в итоге за рубеж?

К сожалению, сегодня публичный контроль за этой связкой криминального бизнеса и коррумпированной власти жестко ограничен самой властью. Единственным выходом мог бы стать демонтаж тех государственных органов, которые не борются с коррупцией, потому что предпочитают ее возглавлять. Предлагаем всем вместе подумать, как это можно было бы сделать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow