СюжетыПолитика

Судебный туризм в Лондон! Путешествие по русским krysham

Эксперт по «крышам» Вера Челищева — про этику и издержки Королевского правосудия

Этот материал вышел в номере № 147 от 26 декабря 2012
Читать
Эксперт по «крышам» Вера Челищева — про этику и издержки Королевского правосудия
Изображение

Построенное по последним технологиям, стоимостью 300 миллионов фунтов стерлингов, оснащенное современным оборудованием и предназначенное для наиболее громких разбирательств, новое здание Высокого суда Лондона в октябре 2011 года было открыто в присутствии Ее Величества королевы Елизаветы II.

«Русские сезоны»

…Березовский vs Абрамович, Черной vs Дерипаска, Гайдамак vs Леваев, Ольга Слуцкер vs Владимир Слуцкер, Батурина vs The Sunday Times, бывший таможенник Круглов vs Шалва Чигиринский — это лишь самые известные дела из числа «русских» разбирательств, которые с момента визита королевы принял к производству, рассмотрел, рассматривает или будет рассматривать Высокий суд Лондона.

Вообще-то Высокий суд рассчитан не столько на русских, сколько на самих британцев. Но кто ж знал, что именно россияне принесут ему такую популярность. И не коммерческие споры привлекут внимание мировой общественности, а иные вопросы: кто кого крышевал в 90-х, что такое otkat, как сколачивались гигантские состояния на основе устных договоренностей и коррупционных связей или каким образом бывший высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов стал миллионером…

Высокий суд для россиян — как палочка-выручалочка: судьи действительно независимые, и рассказать здесь можно о том, о чем на родине и не заговоришь.

Тренд оценили: через полтора года с момента начала столь красочных «русских сезонов» даже сам мэр британской столицы Борис Джонсон то ли в шутку, то ли всерьез публично пригласил российских миллионеров судиться только в британских судах. Намек очевиден: ваши разборки обеспечивают британским адвокатам стабильный высокий доход, а значит, и отчисления в бюджет Лондона. «Я бы никогда никого не призывал подавать в суд друг на друга, но если какой-нибудь олигарх все же чувствует себя оклеветанным другим олигархом, то только лондонские юристы могут нанести целительный бальзам на их эго, — заявил Джонсон. — Мне совсем не стыдно обратиться и к пострадавшим супругам миллиардеров всего мира: если вы хотите их обчистить, то делайте это в Лондоне, потому что лондонские «чистильщики» будут вам очень благодарны».

И действительно, как показал опыт прошедших разбирательств, с именитыми клиентами работают самые солидные «чистильщики». За прошедший год прибыль ста крупнейших юридических лондонских фирм составила почти 5,5 млрд фунтов стерлингов. Конечно, прибыль не только от русских. Но, согласно исследованию журнала Legal Business, огромную часть выручки адвокатам принесли именно выходцы из РФ. Только на одном процессе Березовского против Абрамовича две крупнейшие адвокатские конторы заработали чуть ли не 100 млн фунтов стерлингов.

Где дают представления

Вся эта «русская лотерея» проходит на одной из самых старых улиц города — Феттер-лейн. Здесь когда-то была римская дорога, а 5 сентября 1666 года именно на Феттер-лейн остановился Великий пожар, за четыре дня погубивший большую часть районов Лондона, зато освободивший город от чумы. Что же касается жителей, то в разные века здесь обитали, работали и сюда захаживали очень многие и очень разные. Костяк составляли бедняки, напротив фамилий которых в книгах коммунальных платежей писали: «Не может платить». По Феттер-лейн шатались сводники, ростовщики, содержатели публичных домов, целители-шарлатаны. Впрочем, многим улица несколько веков подряд приносила и неплохой доход: здесь процветал бизнес печатников, живописцев, граверов, торговцев канцтоварами, книгопродавцов, владельцев кофеен, гостиниц, пабов, булочных, парикмахерских, мясных и молочных лавок…

Джонатан Свифт поселит на Феттер-лейн своего героя — хирурга Лемюэля Гулливера, Чарлз Диккенс вставит в один из очерков это название как место обитания некоего Огастеса Купера, работающего «по части масел и красок». Сам Диккенс жил через улицу. А вот Вирджиния Вулф — на самой Феттер-лейн.

Еще со времен Средневековья именно здесь появились первые юридические конторы («Клиффордс-инн» и «Барнардс-инн» работают до сих пор).

Захаживала на Фаттер-лейн и «несистемная оппозиция», некоторые представители которой снимали тут квартиры. Например, Том Пейн, чьи «Права человека» стали неофициальной библией «радикализма» XVIII века, или Уильям Коббет, издававший свои «Политические ведомости». Пристальное внимание властей особо привлекала харчевня «Сокол», считавшаяся центром подрывной политической деятельности, где собирались радикалы, писатели и зачастую всякий сброд. В назидание на Феттер-лейн происходили казни — через повешение и четвертование. Виселицы, гласят исторические хроники, расставлялись с обоих концов улицы.

…Вот такая аура. Сегодня же жизнь на улице Феттер-лейн представляется не столь уж бурной. Район стал деловым и с каждым годом застраивается все новыми офисными коробками. Старые дома заняты коммерческими, административными и адвокатскими конторами, библиотеками, архивами; вместо закусочных и харчевен — сэндвич-бары и кафе.

В двух шагах от Высокого суда — кафе Pret a Manger из популярной в городе сети заведений здорового питания. В обеденный перерыв особый наплыв: офисные клерки, адвокаты, служащие, посетители судов. Однажды во время ланча сюда заглянул и проголодавшийся Роман Абрамович с охраной. Люди выпивающие предпочитают работающие до сих пор старинные пабы: «Гадкий утенок» или «Типографский ученик», в них наливали сидр и 100 лет назад, и 200, и 300…

Скоротать время в ожидании процесса можно и на улице: на углу здания Высокого суда рядом с Pret a Manger выставляются на воздухе столики и стулья — с видом на статую великого радикала Джона Уилкса.

Куда еще пойти истцу из России

В трех минутах ходьбы от Высокого суда, на соседней улице Стрэнд, — монументальный комплекс зданий в неоготическом стиле — Королевский суд Лондона (Royal Courts of Justice), возведенный в 1873—1882 годах по проекту бывшего адвоката Джорджа Эдмунда Стрита. Сегодня — это высшая инстанция Англии и Уэльса, рассматривающая гражданские дела. Например, именно здесь слушалось дело о выдаче Швеции Джулиана Ассанжа и шел бракоразводный процесс Пола Маккартни. У входа полно папарацци и телевизионщиков.

Чуть дальше — между Холборном и собором Святого Павла — Центральный уголовный суд в Олд-Бейли, построенный на месте Ньюгейтской тюрьмы (стояла 700 лет). В этом году суд вынес самый суровый приговор за участие в прошлогодних беспорядках на улицах Лондона. К 11,5 года был приговорен юноша, который поджег мебельный магазин. А совсем недавно вынесен вердикт (8 лет заключения) в отношении военнослужащего британских Королевских ВМС, который признал себя виновным в сборе информации о британских атомных подводных лодках и попытке передать ее иностранным агентам, в том числе тем, кого он принимал за представителей российских спецслужб.

Невозможно не упомянуть и Коронерский суд, хоть и находится он совсем в другом районе — Сент-Панкрас. Тут расследуют загадочные смерти, произошедшие при необычных обстоятельствах. «Кейс» передается на расследование в этот суд, когда есть подозрение в насильственных действиях, повлекших смерть. Дело, как правило, рассматривается в составе самого коронера и малого жюри (6 присяжных), они заслушивают свидетелей, экспертов и выносят вердикт о причинах смерти. Этот суд не наказывает виновных, он решает только один вопрос — можно ли считать смерть насильственной. Если да, расследование получает дальнейший ход.

Два дела, которые ведет сейчас Коронерский суд, непосредственно касаются России: дознание о причинах и обстоятельствах смерти Александра Литвиненко и Александра Перепеличного. Основные слушания по делу Литвиненко начнутся не ранее мая 2013 года. Такое решение принял председатель дознания — судья-коронер сэр Роберт Оуэн.

Что касается обстоятельств таинственной смерти другого выходца из России, Александра Перепеличного, ключевого свидетеля по «делу Магнитского», то дата слушаний еще не определена.

Интерес россиян может привлечь и Вестминстерский окружной суд магистратов Англии, расположенный на Хорсферри-роуд, неподалеку от здания парламента,— это единственная в Великобритании судебная инстанция, занимающаяся вопросами экстрадиции. Через Вестминстерский суд за последнее десятилетие прошло множество наших: Березовский, Закаев, Чичваркин, ряд бывших сотрудников ЮКОСа… С 2002 года Генпрокуратура обращалась к Великобритании с ходатайствами о выдаче около 30 лиц, Лондон пока не выдал ни одного.

Совсем недавно именно этот суд отказал в удовлетворении запроса России о выдаче фигуранта самого громкого скандала конца 2012 года — предпринимателя Георгия Трефилова. Прежде всего потому, что признал факт вымогательства у него российскими силовиками взятки. Кроме того, судья Николас Эванс постановил возместить Трефилову все расходы, связанные с участием в процессе, а это более миллиона долларов. Их выплатят Трефилову из казны Великобритании, которая, в свою очередь, предъявит России регрессный счет на эту же сумму.

Правила этикета Высокого суда

После экскурсии по знаковым для россиян объектам британской юстиции, зайдем, наконец, в Высокий суд на Феттер-лейн. Туда без паспорта попасть может каждый — хоть ее высочество, хоть журналист. Только помимо прохода через рамку металлоискателя нужно еще положить свой «багаж» на ленту, как в аэропорту, чтобы охранники удостоверились, что вы не принесли чего-нибудь запрещенного. Пройдя обязательную процедуру досмотра, можете спокойно следовать в зал или, если не знаете, где слушается интересующее вас дело, сесть за любой компьютер на первом этаже (они рассчитаны специально на посетителей) и узнать все необходимое в электронной канцелярии. Если же с компьютером отношения напряженные, можно подойти к справочным окнам, где вас любезно проконсультируют. В этом же окошке за несколько центов вам продадут протоколы нужных заседаний.

Подчеркиваю: купить протоколы может каждый желающий, а не только участник процесса (при условии, конечно, если заседание шло в открытом режиме). Система обработки протоколов в Высоком суде очень удобна, в отличие от российских судов, где их долгие месяцы не могут выдать даже участникам процесса. Здесь же и в специально оборудованных комнатах для журналистов, и в самих залах стоят мониторы, которые в режиме реального времени выкладывают полную расшифровку заседаний. Вот идет допрос свидетеля, и каждый участник процесса тут же видит текстовую расшифровку его выступления и может тут же задать вопрос, ссылаясь на протокол.

В Высоком суде обязательно соблюдать этикет. Прежде чем войти в зал, стоит удостовериться, что не опоздали. Если все же пришли позже начала, то сразу же с порога поклонитесь судье. Так же стоит поступить, если вдруг понадобится покинуть зал во время заседания. Судьи, чем бы они ни были заняты в этот момент, за соблюдением этикета следят тщательно.

Впрочем, эти условности не столь обременительны. В Высоком суде не журналисты рассказывают приставам и судьям об их, журналистах, правах, а сами приставы и судьи. Леди Элизабет Глостер, рассматривавшая дело «Березовский vs Абрамович», например, в первый же день процесса любезно заявила присутствующим, что те могут спокойно использовать вай-фай (в Высоком суде он бесплатный) и вести свои твитт-репортажи.

P.S.«Новая» открывает корпункт в лондонском суде на Феттер-лейн.

Под текст

Обед в перерывах заседаний в Высоком суде вам обойдется:

суши, салаты, супы – от 85 до 250 руб.; сэндвичи — от 83 до 175 руб.; кексы, чизкейки — от 50 до 100 руб.; десерты — от 50 до 100 руб.; йогурты — от 68 до 95 руб.; напитки, соки — от 50 до 100 руб.

Судебные издержки в Высоком суде могут составить:

от 1 миллиона фунтов стерлингов (50 млн руб.) до 35 млн фунтов стерлингов (1,75 млрд руб.). Все зависит от количества адвокатов и степени их «крутости». Одно из самых дорогостоящих разбирательств в истории лондонского судопроизводства — дело «Березовский vs Абрамович». Именно 35 млн фунтов стерлингов должен заплатить проигравший в споре Березовский Абрамовичу в счет погашения судебных издержек.

Самые громкие процессы

Первую строчку в рейтинге самых громких разбирательств, проходивших в Высоком суде, по-прежнему удерживает дело «Березовский vs Абрамович». Березовский, напомним, утверждал, что Абрамович «кинул» его и Бадри Патаркацишвили: мол, они в 2000—2003 годах продали около 43% акций «Сибнефти» и доли в РУСАЛе Абрамовичу по цене, гораздо ниже рыночной, так как приближенный к власти их бывший партнер угрожал, что в противном случае акции будут насильственно экспроприированы государством. Общая сумма претензий истца составляла около 5,5 миллиарда долларов. Российская и английская публика наблюдала за спектаклем, затаив дыхание: главные герои как ни в чем не бывало рассказывали о том, как крышевали друг друга, общались с бандитами и подкупали власть.

Итог: осенью 2012 года Высокий суд отказал Березовскому в каких-либо исковых требованиях к Абрамовичу. В вердикте суд не просто написал: «нет доказательств совместного бизнеса», а еще и добавил: была лишь krysha, «не более того»… Таким образом, благодаря этому процессу российские понятия «krysha» и «kinut» были официально закреплены в правовой системе Великобритании.

А вот еще одно русское слово — «понятийка» — в английскую систему права пока не вошло. Оно прозвучало во время предварительных слушаний по делу «Михаил Черной vs Олег Дерипаска» в 2012 году. Разбирательство между ними обещало быть столь же скандальным, что и предыдущее. Однако стороны неожиданно заключили мировое соглашение.

Иск Черного к Дерипаске до мелочей был похож на иск Березовского к Абрамовичу. Истец напирал на совместный некогда бизнес (тот же РУСАЛ) и требовал причитающихся ему выплат, ответчик все отрицал и рассказывал о крыше. Единственное, чем мог бы отличаться этот процесс, так это тем, что стороны здесь подкрепляли понятие «крыша» нагляднее. Так, Дерипаска принес на суд финансовые отчеты, которые якобы свидетельствовали об оплате услуг не только Черного, но и Антона Малевского, считавшегося лидером измайловской ОПГ, и Сергея Попова, считавшегося лидером подольской ОПГ. Выплаты, комментировали юристы Дерипаски, продолжались с 1995 по 2001 год, причем с 1997 по 2001 год было перечислено более 112,5 миллиона долларов.

И это только малая часть милых откровений под присягой, и то — всплывшая лишь на предварительных слушаниях, об остальном теперь никто уже не узнает.

В этом году английская публика узнала о наличии многомиллионного состояния у бывшего главы государственного Таможенного комитета России Анатолия Круглова. С помощью Высокого суда экс-чиновник пытался взыскать с бизнесмена Шалвы Чигиринского деньги своего семейного траста, выданные Чигиринскому в качестве кредита на приобретение виллы на Лазурном Берегу. В иске офшоры Круглова требовали от компании Чигиринского Tatik 37,5 млн евро плюс проценты по ставке 15% годовых, и в целом процесс он выиграл.

Но главное не это. И английских журналистов, и самого судью Питера Рота поразило то, что экс-таможенник открыто признал себя долларовым мультимиллионером. Даже в итоговом решении суд сделал предположение: истец, занимая высокую должность в органах власти, «мог использовать служебное положение в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации — как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил».

Конкретных ответов от самого Круглова относительно характера обогащения его семьи (в Лихтенштейне были созданы четыре фонда — Кругловых, его самого, двух его дочерей и зятя) суду услышать так и не удалось.

В июле 2012 года Высокий суд отклонил иск израильско-российского бизнесмена Аркадия Гайдамака к его бывшему бизнес-партнеру Льву Леваеву. Экс-друзья не поделили прибыль алмазодобывающей организации «Аскорп». Суть иска: в 2001 году Гайдамак подписал с Леваевым соглашение, в котором якобы подтверждалось, что Гайдамак владеет долей в «Аскорпе» и получает от нее доход. По словам истца, соглашение подписали в Тель-Авиве, запечатали в конверт и передали для сохранности главному раввину России. До 2005 года Гайдамак получал выплаты от партнера — примерно $3 млн ежемесячно. Потом деньги поступать перестали. Гайдамак оценил задолженность в 1 миллиард долларов. Правда, соглашение об обязательствах Леваева в суд никто не принес.

Но адвокаты Леваева представили суду мировое соглашение, заключенное за год до разбирательства между Гайдамаком и Леваевым, оговаривающее взаимный отказ от любых имущественных претензий. Изучив документы, судья Джефри Вос пришел к выводу: после мирового предыдущее соглашение аннулируется само собой. В связи с этим иск был отклонен.

В сентябре 2012 года Высокий суд разрешил конфликт между бывшим российским сенатором и бизнесменом Владимиром Слуцкером и его экс-супругой, владелицей сети фитнес-клубов World Class Ольгой Слуцкер. Суд признал за последней право на владение особняком в престижном районе Лондона, который бывшие супруги не могли поделить после громкого развода.

Судья Джастис Андерхилл постановил: Владимир Слуцкер не может претендовать на дом, покупка была оформлена лишь на имя Ольги Слуцкер, возможно, из-за того, что бывшему сенатору не нужен был «документальный след», привязывающий его к дому. «Вполне достоверно, что наличие в собственности значительных активов за рубежом — деликатный вопрос для российских политиков. В целом я склоняюсь к точке зрения, что по меньшей мере одна из причин неучастия Слуцкера в делах траста заключалась в том, что с учетом своих политических амбиций он не хотел на бумаге быть связанным с особняком», — заявил судья.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow