Мнения

Бюджетное рабство

Заметки начинающего главы о проблемах муниципального района с территорией Израиля и населением Северобайкальска

Политика

 

Страна будет готовиться к олимпиаде и ЧМ по футболу, строить бесполезные мосты и разваливающиеся дороги, финансировать мёртвые проекты, распильные контракты и откатоемкие мегастройки… Регион будет строить бассейны и очередные ледовые дворцы стоимостью в несколько миллиардов… А районы-доноры, в том числе Могочинский, будут как прежде вливать в консолидированный бюджет большие средства, взамен получая огромные невозможности - строить, развиваться, жить...

Дмитрий ПЛЮХИН,

глава муниципального района «Могочинский район»

 

Могочинский район – один из богатейших в Забайкальском крае. Этот факт вызывает у людей несведущих, мягко говоря, удивление: «Как? Эта дыра и есть богатый и самодостаточный район?» Да! Район богатый и мог быть самодостаточным, если бы не грабительская бюджетная политика федерального центра по отношению к регионам и, как следствие, аналогичные межбюджетные отношения регионов с муниципалитетами.

Это – быстро ускоряющаяся медленная смерть. Ни о каком развитии не может быть и речи. Только выживание. И, если район в очередном году сумел выжить, краевые власти еще сильнее сжимают тиски бюджетного ига, постепенно, год от года снижая нормативы отчислений и урезая дотации. «Вы выжили в этом году? Отлично! Вот вам еще меньше! Выживете, никуда не денетесь».

Регионалы играют в «плохих-хороших» министров. Сначала району даются цифры, которые приводят местных финансистов в ужас – снижен норматив дополнительных отчислений НДФЛ, а дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности хоть и увеличены, но весьма далеки от показателя реальной инфляции. Затем власть внезапно становится доброй и неожиданно подкидывает с барского плеча энную сумму. Представители муниципалитета выходят от министров вполне довольными, но, добравшись до калькулятора и сняв розовые очки, внезапно осознают, что щедрость регионального барина – пшик, ибо «подаренная» сумма не компенсирует того, что уже  урезано первоначально.

Местного самоуправления, о котором так много говорится в 131-ФЗ, нет! Есть управление местным самоуправлением. О чем может идти речь, если у муниципальных образований нет финансовой свободы? Зарабатывая достаточно средств для жизни и развития, наш район ставится региональной властью в рамки зависимого и подотчетного. Забирая львиную долю в консолидированный бюджет, край выделяет району дотации и требует отчета об их использовании. Муниципальные  финансисты регулярно отчитываются на селекторных совещаниях и получают взбучку сверху. Районная власть представляет собой скорее  подчиненное подразделение некой корпорации, нежели орган местного самоуправления региона. Какие отчеты? Какие селекторные? Мы что, на железной дороге или в армии? Отдайте нам наши деньги и не лезьте в наш бюджет. У нас достаточно специалистов, чтобы самостоятельно управлять районом.

Страна будет готовиться к олимпиаде и ЧМ по футболу, строить бесполезные мосты и разваливающиеся дороги, финансировать мёртвые проекты, распильные контракты и откатоемкие мегастройки… Регион будет строить бассейны и очередные ледовые дворцы стоимостью в несколько миллиардов… А районы-доноры, в том числе Могочинский, будут как прежде вливать в консолидированный бюджет большие средства, взамен получая огромные невозможности - строить, развиваться, жить...

В связи с введением в действие в конце 2011 года изменений в Бюджетный кодекс РФ и принятием законов Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» № 608-ЗЗК от 20.12.2011 г. и «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» финансовое положение Могочинского района вновь резко ухудшилось. Спускаемых сверху доходов хватает только на то, чтобы выплатить заработную плату и кое-как погасить задолженность по коммунальным услугам. На обеспечение же текущих потребностей и на развитие района средств нет.

Например, за 11 месяцев 2012 года на зарплату и коммуналку ушло более 76% от собственных доходов районного бюджета. За вычетом этих расходов, а также дотаций поселениям района, в бюджете остается всего чуть более 20 млн. рублей. Этих средств недостаточно для покрытия всех принятых расходных обязательств. Целевые федеральные и региональные программы из-за дефицита бюджетных средств не выполняются вообще, так как на вступление в программы и на их софинансирование нет денег.

В результате нет денег для выполнения уже принятых судебных решений по созданию муниципальных детских садов в поселении Амазар и городе Могоча. Всего по Могочинскому району не обеспечены детсадами 570 детей. В селе Сбега нет детского сада и уже вросла в землю старая школа. В поселках Амазар и Давенда нет спортзалов. Нет средств на переселение из аварийного и ветхого жилья. В районе нет ни одного детского лагеря. В 2012 году в муниципальную собственность принят детский оздоровительный лагерь «Салют», но на его восстановление, на ремонт дороги к нему и мостов нет средств. Школы и детские сады в районе не отвечают новым требованиям СанПиН, нужны деньги на их капитальный ремонт и реконструкцию – их тоже нет.

Это только часть длинного списка проблем, которые мы могли бы решить на свои заработанные средства, если бы не кабальные бюджетные отношения с регионом. В соответствии Забайкальским краевым бюджетом на 2012 год дополнительные нормативы отчислений Могочинскому району от собираемого здесь налога на доходы физических лиц муниципальному району «Могочинский район» установлены в размере всего 10,6%, а на плановый период 2013 и 2014 годов и того ниже – 9,7%! На 2013 год Министерство финансов Забайкальского края еще больше снизило нормативы отчислений от НДФЛ - до 8,9% (!). Вместе с положенными по бюджетному кодексу 20% в районе остается 28,9% от НДФЛ. По сути, край забирает более двух третьих от собираемого у нас в районе подоходного налога!

Сложившаяся ситуация снижает мотивацию района к эффективному социально-экономическому развитию, и в то же время усиливает иждивенческие настроения у подавляющего большинства других муниципалитетов Забайкальского края. Какой смысл работать и зарабатывать, если потом все отберут и перераспределят остальным? Такое положение дел противоречит конституционной природе местного самоуправления.

Для нормальной жизни и развития Могочинского района необходимо, чтобы в местном бюджете оставалось не менее половины всех собираемых налогов на прибыль и на доходы физических лиц. Это возможно сделать даже в условиях действующего бюджетного законодательства. Пусть отдадут нам наши положенные 20%, добавят к ним хотя бы 30% в качестве дополнительного норматива отчислений от НДФЛ, и пусть забирают свои дотации. В таких условиях мы можем прекрасно обойтись и без них, и, соответственно, без указующего перста тех, кто эти дотации выделяет.

В Могочинском районе живет множество людей с высокими заработками. Они платят большие налоги и имеют право на качественную жизнь, на детские сады, современные школы, стадионы, на полноценный досуг и развитую социальную сферу. На территории района в результате добычи золота и заготовки леса осложняется экологическая обстановка. Люди имеют право на достойную компенсацию нанесенного вреда.

И, в конце концов, мы имеем право на нормальную жизнь, а не прозябание в колонии, которую почему-то называют самоуправляемым муниципальным образованием. Оставьте муниципалитетам наши собственные средства – мы в состоянии обеспечить себя сами!

 

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera