СюжетыОбщество

Подсудимая книга, встаньте!

В городе с символическим именем Дзержинск судят по подозрению в экстремизме статьи Анны Политковской и Натальи Эстемировой

Этот материал вышел в номере № 2 от 11 января 2013
Читать
В городе с символическим именем Дзержинск судят по подозрению в экстремизме статьи Анны Политковской и Натальи Эстемировой...

В городском суде Дзержинска Нижегородской области пытаются признать экстремистской книгу «Международный трибунал для Чечни». Соответствующее заявление с целью защиты интересов Российской Федерации подала прокуратура Нижнего Новгорода.

Заинтересованными лицами по этому гражданскому делу признаны авторы книги — диссидент Стас Дмитриевский, правозащитница Оксана Челышева и сотрудник «Мемориала» Усам Байсаев. Двое последних из-за неоднократных угроз, в том числе физического уничтожения, вынуждены были несколько лет назад уехать из России.

Также заинтересованным лицом признан фактический владелец экземпляра книги, попавшего в руки российской правоохранительной системы, — руководитель «Комитета против пыток», член Совета по правам человека при президенте РФ Игорь Каляпин.

Подсудимая книга представляет собой фундаментальное исследование на стыке новейшей истории и международного уголовного права. Полное название двухтомника — «Международный трибунал для Чечни: правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике».

Впервые заявления о необходимости создания международного трибунала по Чечне, как ответной меры в случае нежелания российских властей эффективно и объективно расследовать совершенные в ходе двух чеченских кампаний преступления, зафиксированы в резолюции Парламентской ассамблеей Совета Европы от 2 апреля 2003 года. Спустя десять лет можно констатировать: российские власти преуспели в организации конвейера одностороннего правосудия, бесперебойно работающего по осуждению чеченских сепаратистов. Представители другой стороны — рядовые военнослужащие и командный состав регулярной армии, внутренних войск МВД и российских спецслужб, по сути, не понесли наказания за многочисленные преступления, совершенные против мирного населения Чечни. Именно поэтому в книге «Международный трибунал для Чечни» основной акцент сделан на фактологию и анализ такого рода преступлений.

«Авторы убедительно показывают, — пишет известный юрист, рецензент книги Каринна Москаленко, — что в свете действующих норм международного права преступления, совершенные сторонами конфликта в Чечне, являются не просто преступлениями по российскому законодательству и не просто нарушениями прав человека. Они также образуют составы, по меньшей мере, двух классов международных преступлений — военных преступлений и преступлений против человечности. А признание того или иного деяния международным преступлением влечет за собой применение универсальной юрисдикции. В соответствии с принципом универсальности, если государство, граждане которого ответственны за совершение таких преступлений, не желает или не способно эффективно преследовать их в судебном порядке, любое другое государство, группа государств или международное сообщество в целом имеют право осуществить по такому преступлению юрисдикцию».

Другими словами, теоретически возможен арест и суд, например, над генералом Шамановым на территории любого европейского (и не только) государства. Для этого, безусловно, нужна исключительная политическая воля международного сообщества. Когда в Чечне шла полномасштабная война, европейские политики ограничились лишь заявлениями о возможности международного трибунала. Десять лет спустя президент Обама подписал «акт Магнитского», что, безусловно, является проявлением крепнущей международной политической воли. У идеи трибунала по Чечне нет срока давности, как не имеют его преступления против человечности. С этой точки зрения книга, которую сейчас судят в городе с символическим названием Дзержинск, является и всегда будет постоянным источником опасности для военных преступников, пытающихся переписать историю в свою пользу.

Книгу «Международный трибунал для Чечни» начали преследовать с момента ее появления. 15 июля 2009 года она была презентована в Московском независимом пресс-центре, а 16 июля сотрудники нижегородского центра «Э» МВД РФ незаконно изъяли 12 экземпляров книги у правозащитника Игоря Каляпина. Спецоперация была проведена поздно ночью на трассе Москва — Нижний Новгород. Совершенно очевидно, что проводились незаконные оперативно-розыскные мероприятия (прослушка телефонных разговоров). Машину Каляпина тормознули, обыскали, книги конфисковали. Впоследствии действия оперативников центра «Э» были признаны незаконными, книги суд обязал вернуть владельцу. На протяжении нескольких лет сотрудники центра «Э» злостно не выполняют постановления суда. В свою очередь, Следственный комитет РФ, действуя по принципу «государство — это я», в одностороннем порядке, без проведения надлежащих экспертиз и иных следственных действий, используя, по сути, краденые вещдоки, признал книгу экстремистской и попытался возбудить два уголовных дела. По факту распространения и по факту издания. Три года СК РФ собирал доказательства. Титаническая работа закончилась полным фиаско. Во-первых, никаких доказательств добыть не сумели, во-вторых, истекли сроки давности уголовного преследования, в-третьих, выяснился банальный факт: книга «Международный трибунал для Чечни» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

«Мною, старшим помощником прокурора г. Нижний Новгород Бабушкиным С.А., изучен федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на официальном сайте Минюста России. В ходе проведенной проверки наличия в указанном федеральном списке экстремистских материалов книги «Международный трибунал для Чечни» том 1 и том 2… не установлено».

Справка помощника прокурора Нижнего Новгорода Бабушкина датирована 27 июля 2012 годом. То есть три года СК РФ и МВД РФ расследовали преступление, которого не было. При этом сами правоохранители совершили кучу правонарушений, и это еще мягко сказано. А в результате пришли к тому, с чего следовало начинать, — с попытки доказать в суде, что книга «Международный трибунал для Чечни» является экстремистской.

В суде г. Дзержинска сторону обвинения представляют тот самый прокурор Бабушкин и бессловесный представитель Минюста. Защищают книгу — Станислав Дмитриевский и известный адвокат Александр Манов. Дважды подавалось и было отклонено ходатайство о признании АНО «РИД «Новая газета» заинтересованным лицом и стороной процесса. Во-первых, потому что именно на нашем сайте полностью размещены оба тома подсудимой книги. Во-вторых, в книге процитированы полностью и частично статьи Анны Политковской. В-третьих, фактологический материал для книги собирала Наталья Эстемирова. Объем цитирования наших журналистов в подсудимой книге настолько велик, что они по праву могут считаться соавторами монографии. Если книга будет признана экстремистской, автоматически будут признаны таковыми статьи Анны Политковской и Натальи Эстемировой. Защищать свою точку зрения на преступления чеченской войны они не могут по исключительно уважительной причине. Они убиты за Чечню.

Поэтому называть «Новую газету» «файлообменником, который как разместил экстремистские материалы, так и удалит их» (цитирую прокурора Бабушкина), по меньшей мере некорректно.

P.S. 11 января состоится очередное заседание по делу «Российская Федерация против книги». О том, как пытаются запретить историю России, — в следующих номерах «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow