КолонкаПолитика

Роснефтегазия

Президент намерен и дальше смягчать тяжелейшие налоговые условия для углеводородного лобби

Этот материал вышел в номере № 2 от 11 января 2013
Читать
Президент намерен и дальше смягчать тяжелейшие налоговые условия для углеводородного лобби
Изображение

Накануне новогодних каникул красноярский губернатор Лев Кузнецов попросил президента РФ о льготном налогообложении добычи газа в крае. С таким предложением глава Красноярья выступил на Госсовете в Москве. И Владимир Путин обещал, что правительство данный вопрос решит. Одновременно с этим в самом Красноярске целый сонм ученых мужей — экспертный совет по рекламе в составе 20 специалистов — признал «Газпром» действительно «народным достоянием», как то и утверждает имиджевая реклама корпорации.

Дело, по-видимому, не только в рождественских чудесах, позволяющих сосуществовать таким взаимоисключающим новостям. Все куда запущенней. Сначала о рекламе. Красноярец, житель 5-й Линейной улицы, Валерий Борисович обратился в общественную приемную председателя «Единой России» Д. Медведева: «Меня и многих моих знакомых возмущает реклама на телевидении: «Газ. Народное достояние». За газ платим сумасшедшие деньги (за свое достояние), а кто-то получает миллионные доходы от продажи так называемого достояния народа. Уберите, пожалуйста, эту антинародную рекламу». Эксперты затеяли дискуссию, не вводит ли действительно эта реклама потребителей в заблуждение. С одной стороны, если народ газ покупает, как при этом он может быть «его достоянием»? С другой, «Газпром» — госкомпания, а власть в государстве РФ, по Конституции, принадлежит народу.

Удивительный довод — «Газпром», дескать, платит налоги, которые идут на народные нужды, следовательно, он не что иное, как «народное достояние», — оставим на совести экспертов. В таком случае достоянием российского народа могут называться и присутствующие в РФ, в т.ч. ее налоговых книгах, «Макдоналдс», «Форд», «Пепси» и т.д. Как бы то ни было, лишь 7 экспертов остались при мнении, что ролик «Газпрома» нарушает норму закона, 13 не увидели в нем никакой лжи.

Что до предложения Кузнецова дать льготы по налогам на добычу газа (преференции по НДПИ* для освоения новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока), это старая, давно знакомая песня, которая, как правило, находит живой отклик в сердцах госмужей в метрополии. И сейчас найдет. Это ж не ларек на окраине Красноярска, который немедленно снесут, заикнись он о желании недоплачивать налоги — иначе и вовсе прекратит торговать. Что дозволено Юпитеру… Или: «Эта нога — у кого надо нога». (На сей счет у нас хватает изречений.) Напомню, например, активно лоббируемый Кузнецовым Ванкор: это месторождение, разрабатываемое «Роснефтью» и дающее нефть с августа 2009 года. В конце того, 2009-го, Ванкору обнулили пошлину, и в таком режиме он работал по июнь 2010-го, затем действовала пониженная ставка. Есть расчеты, какие доходы выпали из бюджета РФ (120–150 млрд рублей ежегодно), однако нефтяники и их лобби без особых усилий убеждали, что сохранение льготной экспортной пошлины на сырую нефть является необходимым условием для продолжения разработки Ванкора. То есть без поблажек нефти не ждите. С одной стороны, тривиальный шантаж, бизнес на недоплате старикам и детям, с другой, расчеты самого Сечина — не поспоришь.

По просьбе, озвученной Кузнецовым, Путин продлил Ванкору льготную экспортную пошлину с ноября 2010-го до мая 2011-го. Разумеется, не ему одному (иначе это выглядело бы вовсе неприглядно), а в числе 22 месторождений Восточной Сибири. Однако смысловую нагрузку эти преференции имеют именно для Ванкора, который вообще-то — в чем и заключается главный фокус — находится отнюдь не в труднодоступной Восточной Сибири, он — на левом берегу Енисея, в Пур-Тазовской нефтегазоносной области, а это — Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция.

Кузнецов лоббирует продление льгот нефтяникам и газовикам не только на федеральном уровне, есть и краевые льготы. Еще до того, как он возглавил край, с 2008 года, при предыдущем колониальном управляющем Александре Хлопонине, ныне вице-премьере и полпреде президента на Кавказе, нефтедобытчикам понизили ставку налога на прибыль (13,5%).

Сейчас Кузнецов озабочен новыми углеводородными проектами — теперь на юге Эвенкии. И в частности, разрабатываемым все той же «Роснефтью» Юрубченом.

Процитирую, с сокращениями, диалог Кузнецова и Путина по сайту «президент.рф».

Итак, Кузнецов утверждает, что «принятие решения о налоговых льготах по НДПИ, по другим налогам для Восточной Сибири и Дальнего Востока в разрезе новых месторождений» поддерживается Минфином (что кажется просто поразительным) и Минэкономики. Но пока это решение «до конца не реализовано».

Кузнецов: — У нас есть новые проекты, в том числе вы их тоже знаете, это юг Эвенкии, и ваше распоряжение по инфраструктуре позитивно, но непринятие таких законов сдерживает.

Путин: — Лев Владимирович, что касается НДПИ, я что-то не очень понял. Ведь решение по поводу льготирования НДПИ для добычи, скажем, нефти приняты. Что вы имели в виду?

Кузнецов: — Там до конца еще такого закона нет, он должен быть, по-моему, принят, Владимир Владимирович. Именно долгосрочная формула, понятная, потому что она еще не зафиксирована. Есть решение, что будет, но хотелось, чтобы эта формула появилась и инвестор знал.

Путин: — Лев Владимирович, там не принято решение только по газу. Да, это правда, по газу там нужно поработать, вы правы, в восточных областях. Но и в этом случае сформулированы уже необходимые поручения, так что правительство доработает. Спасибо вам большое.

Был бы Кузнецов губернатором не при крупном бизнесе, а при вверенном ему населении, он, вероятно, пекся бы не о льготах для корпораций, а о том, как бы завести газовую трубу в сам Красноярск. Город измучен смогами, в нем нечем дышать — в том числе и потому, что выкачанный из Сибири газ уходит за ее пределы, а ее города отапливаются экологически опасными бурыми углями и дышат сажей. Озаботился бы, не будь колониальным «смотрящим», тем, почему бензин в Красноярске — один из самых дорогих даже по сибирским меркам, дороже, чем в соседних регионах, где нет ни нефти, ни нефтепереработки.

Что Ванкор, что Юрубчен — это останки ЮКОСа, которые ныне глодает «Роснефть». Переход к промышленной добыче непременно увязывается ею с получением налоговых преференций. Такой бизнес. Вроде все просто: невыгодно — пусть отступают. Кто, интересно, заплачет? Если только китайцы, им от бизнеса «Роснефти» одни выгоды. Ну, так дайте им, они сами построят, не требуя льгот. Когда в Эвенкию пришел Ходорковский (Таймыр тогда был вотчиной Потанина-Прохорова, еще не разлучившихся, а Хакасия — Дерипаски), он на ее содержание ежегодно перечислял в местный бюджет 6,5 млрд рублей. Ходорковского посадили, ЮКОС раздербанили, Эвенкию просто бросили. Больше она таких денег не видела.

Потом Эвенкийский округ был поглощен Красноярским краем. Денег от этого не добавилось. Во всяком случае, на содержание и ремонт котельных. «Роснефть», обжираясь активами ЮКОСа, ни Эвенкию, ни Туруханский район с Игаркой (где находится Ванкор) не озолотила. Проблем в этих регионах больше чем достаточно, и в морозы они дают о себе знать. Зимой 2011-го в минус 52 в эвенкийском поселке Ванавара взорвалась котельная. Детей вывозили самолетами в Красноярск. 7 января с.г. при перекачке топлива из бензовоза в стационарную цистерну взорвался склад ГСМ в эвенкийском поселке Ессей, погибли двое.

Власти Красноярского края, стелющиеся ковриком перед углеводородным бизнесом, — картина совсем не исключительная. То же самое происходит в колонии и в отношении других крупных бизнесов — именно они здесь хозяева. Недавно «Новая» писала, что краевое Заксобрание утвердило по просьбе исполнительной власти края льготы еще не появившемуся на Ангаре Богучанскому алюминиевому заводу: как заявлено, без налоговых преференций его запустить не удастся. Льгота касается налога на имущество БоАЗа. Дается на 7 лет вперед, до 2020 года, — это 4,2 млрд рублей. То есть нынешним инвесторам, покоряющим Ангару — это РУСАЛ и «РусГидро», — вливаний в их бизнес из нынешних госсредств мало, они взялись за бюджеты будущего.

Что еще могут сделать Россия и россияне для нефти и газа? Чем помочь? Какими трудовыми свершениями? Или, может, стоит напрямую отчислять треть наших зарплат, пенсий и пособий ресурсодобывающим корпорациям? Объявить сбор средств среди населения?


  • Налог на добычу полезных ископаемых.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow