СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 2 от 11 января 2013
Читать
Культурные события следующей недели

Название проекта художника Германа Титова «Русские корни буддизма» в Stella Art Foundation апеллирует отнюдь не к исторической достоверности, а к традиции абсурда в русском искусстве XX века, в границах которой находится и школа московского концептуализма. Выставка включает в себя серию картин с псевдобуддийской символикой, а также видеофильмы и фотоинсталляцию, построенные на аутентичном российском материале. В целом она представляет как бы монументальный шифр, составленный из внешне разнородных визуальных образов, или же, по выражению самого художника, «дзен-буддистский коан», на тему дороги, пути — как в пространственном, так и экзистенциальном смысле.

Скарятинский пер., 7. До 20 января

Сегодня в театре Новая Опера открывается IX международный фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере» — своего рода парад дирижеров, оперных певцов и музыкантов из разных стран мира, которые принимают участие в премьерах, концертных программах и лучших спектаклях театра. Фестиваль посвящен памяти основателя театра — выдающегося российского дирижера Евгения Колобова, проводится в год 200-летия Джузеппе Верди и представит творчество последнего во всем многообразии. В программе великолепное «трезвездие» опер композитора 1850-х годов: «Трубадур», премьера нынешнего сезона, осуществленная итальянской постановочной группой под руководством маэстро Яна Латам-Кёнига, а также с успехом идущие в театре «Риголетто» и «Травиата». Раннее творчество Верди представлено спектаклем «Набукко» и редко звучащими операми «Ломбардцы в Первом крестовом походе» и «Двое Фоскари» в концертной версии. Перо зрелого мастера отражает великолепная опера «Аида» в концертном исполнении, а также монументальный Реквием. Кульминацией фестиваля и его синтезирующим финалом станет грандиозный гала-концерт «Viva Verdi!», в котором будет охвачено все оперное наследие Джузеппе Верди.

Ул. Каретный Ряд, 3, стр. 2. До 31 января

В канун старого Нового года стартует — уже во второй раз —фестиваль «Орган плюс в Царицыно». Он будет состоять из восьми вечеров, а откроется завтра, 12 января, исполнением редко звучащей, но, по отзывам музыкантов, гениальной музыки: камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, пианистка Марианна Шалитаева и Константин Волостнов (собственно, орган) исполнят Торжественную мессу Россини. Каждая из программ остальных вечеров либо полностью составлена, либо включает в себя произведения итальянских композиторов разных эпох — от Ренессанса до популярной музыки XX века. Но во всех концертах будет присутствовать и рождественская тематика — когда литературными средствами, когда атмосферной органной музыкой Баха, Циполи, Мендельсона, Регера. В фестивале примут участие Камерный оркестр Kremlin под управлением М. Рахлевского и Камерный оркестр «Российская камерата» под управлением А. Кружкова, а также ансамбль Alta capella, исполняющий музыку Средневековья и Ренессанса на исторических инструментах.

Ул. Дольская, 1

В театре «Школа драматического искусства» проходит выставка семьи московских художников — Игоря Ларионова, Марины Андриевской и их сына Алексея Ларионова «В предчувствии…». Представлены работы, объединенные темой предвосхищения чуда и праздника, а также темами детства и времени, когда даже самые обыденные предметы и виды становятся чем-то чудесным и значимым. При этом и техника исполнения, и самые взгляды художников далеки от детской наивности, но и ностальгическими их тоже не назовешь. Скорее, это «прямое включение» из детского мироощущения, где все просто и невыразимо прекрасно.

Ул. Сретенка, 19. До 16 января

Электра, как известно, — персонаж одного из популярнейших греческих мифов о мести. Дочь микенского царя Агамемнона, она не смогла простить своей матери Клитемнестре убийство отца и вместе с братом Орестом совершила акт возмездия. Первым о судьбе Электры написал в своей трилогии «Орестея» Эсхил. Затем Электра стала заглавной героиней произведений Софокла и Еврипида и одним из персонажей трагедии Сенеки. В дальнейшем к мифу обращались многие авторы нового времени — Юджин О’Нил, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр. В конце прошлого года премьера «Электры» состоялась в Молодежном театре. В Театре Нацийэтот важнейший для мировой сцены сюжет воплощает режиссер Тимофей Кулябин, обратившийся к версии Еврипида и сблизивший античную трагедию с традицией психологического театра. Решительной стилистической модернизации в спектакле не будет, хотя все действие премьеры 14–17 январяи разворачивается в аэропорту, который условно назван «древнегреческим». Обошлось также без конкретных примет сегодняшнего дня — джинсов, мобильных, кофе-автоматов и пр. Но по сути история абсолютно современна и лишена старомодного пафоса. В главной роли — Юлия Пересильд.

Петровский пер., 3. Начало спектаклей в 19.00

Государственный центр современного искусства проводит курс лекций «Современное искусство на ТВ». В качестве лектора выступит культуролог, корреспондент программы «Новости культуры» на телеканале «Культура» Дарья Ли. 14 января она расскажет о том, как телевидение форматирует совриск («ТВ и современное искусство: взаиморефлексии»). Лекция21 января будет называться «Технологии ТВ в применении к современному искусству» и будет посвящена тому, как сделать новость из открытия выставки, телегероя — из художника, специальный репортаж — из кураторской идеи. 28 января речь пойдет о пиаре современного искусства в телевизионных СМИ, а 11 февраля — об отечественной специфике в телевизионном освещении совриска и проблемах аудитории. Наконец, лекция 18 февраля под названием «ТВ и современное искусство. Особенности перевода» научит, как доступно рассказать о сложном. Ведь часто приходится рассказывать о том, чего нет, а это ой как непросто.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало лекций в 19.30

17 январядо российских зрителей доберется новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Картина обещает стать одной из самых громких премьер января в России — остальному миру эта драма, притворяющаяся спагетти-вестерном, стала рождественским подарком, выйдя в прокат 25 декабря уже минувшего года. События фильма разворачиваются на юге Соединенных Штатов незадолго до начала Гражданской войны: беглый раб Джанго в исполнении Джейми Фокса ищет свободы для себя и для своей остающейся в неволе жены с помощью немецкого охотника за головами Кинга Шульца. В роли последнего снялся Кристоф Вальц, который вместе с Леонардо Ди Каприо, сыгравшего рабовладельца, уже собирает урожай наград за лучшую роль второго плана.

«Писатель, рожденный в теле художника», — так говорит о себе художник Чарльз Сэндисон, ставший знаменитым своими проектами со словами и буквами, которые оживают, движутся и умирают. Движение слов и смыслов реализуют компьютерные программы, которые художник специально пишет для каждого конкретного места. Такие «световые слова» — words of light — существуют и внутри залов, и на городских стенах, формируя абстрактные пейзажи, открытые поля для интерпретаций, последовательности смыслов, складывающихся в «Световые дневники». Именно так называется инсталляция, которую художник создал специально для пространства московского «Манежа» и которой 16 января там откроется новый выставочный сезон. «Тексты» Сэндисона, кинетические и минималистские, конечно, не для чтения — они для зрения. Обращаясь к опыту дадаизма и принципам автоматического письма, Сэндисон экспериментирует с компьютерными программами цифровой эры постиндустриального общества, переводит тест Тьюринга, различающий машину или человека, в визуальную плоскость и отчаянно требует зрителя. Что ж, их есть у нас. Или нет?

Манежная пл., 1

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow