СюжетыСпорт

Игры на сдачу

Президент планирует ужесточить наказания за договорные матчи

Этот материал вышел в номере № 3 от 14 января 2013
Читать
Едва президент РФС Николай Толстых успел распустить совет по выявлению договорных матчей из-за неэффективности работы этого органа, как на сцену вышел самый главный президент с проектом закона о противодействии нездоровым явлениям в российском спорте, и прежде всего в футболе

Едва президент РФС Николай Толстых успел распустить совет по выявлению договорных матчей из-за неэффективности работы этого органа, как на сцену вышел самый главный президент с проектом закона о противодействии нездоровым явлениям в российском спорте, и прежде всего в футболе.

Нам уже давно пора привыкнуть, что без руководящей роли Владимира Путина даже мышь не чихнет, и не важно, какой это касается сферы (президент — специалист широкого профиля). Но в данном случае, примерив роль главного борца с так называемыми договорными матчами (а именно этого аспекта футбольной жизни прежде всего касаются поправки в закон «О физической культуре и спорте в РФ» а также в УК РФ), лидер нации, пожалуй, превзошел сам себя.

Понятно, что в угасающий костерок инициированных не без участия Кремля коррупционных скандалов требуется все время подбрасывать что-нибудь новенькое — чтобы у народонаселения складывалось ощущение непрерывности борьбы с коррупцией и не оставалось сомнений в том, кто ее возглавляет. Другое дело, что разработчики законопроекта забыли предупредить патрона о крайней мутности конкретной области, в которую он так решительно вторгается. И что успехов на этом поприще, возможно, ждать придется дольше, чем большой победы на футбольном поле.

В УК РФ есть 184-я статья, предусматривающая достаточно серьезную ответственность за подкуп участников и организаторов соревнований. Так вот, сведений о ее применении не имеется — все редкие уголовные дела, заводимые по подозрению в неправоправном сговоре, оканчивались ничем, а чаще всего дело ограничивалось угрозой завести уголовное дело. Так называемые «странные матчи», которых в российском чемпионате по экспертным оценкам лишь немногим меньше, чем в Италии, могли разбираться кем угодно и сколько угодно, но ни один не стал поводом для каких-либо серьезных наказаний (хотя они и предусмотрены). Лица, осмеливавшиеся публично говорить о каких-то конкретных фактах, из-за отсутствия доказательной базы сами получали по шапке, что отбивало охоту у других правдолюбцев. Экспертному совету, не имеющему ни реальной силы, ни полномочий, ни средств, как правило, оставалось уныло констатировать «отсутствие состава преступления» и какого-либо зловредного умысла со стороны участников даже самого сомнительного (как, например, ноябрьский матч «Амкар» — «Анжи») действа.

Это все не более чем имитация борьбы. И далеко не факт, что ужесточение сроков возможного наказания, предусмотренного новым законопроектом, заставит по-иному работать те же правоохранительные органы, а нечистые на руку дельцы от спорта устрашатся и перестанут заниматься темными делишками. Работа «по выявлению и искоренению» — хуже вышивания. Мороки много, итог может быть нулевым, профессионалов кот наплакал, а вдруг проснувшуюся политическую волю и давно назревшую потребность общества к делу не пришьешь. Опыт Италии, Германии, Турции и других стран, которые занимаются борьбой с «договорняками» давно и серьезно, говорит об исключительной сложности каждого крупного дела, которые расследуются годами, но при всей неоднозначности все-таки приводят к реальным результатам.

В «Моджигейте», приведшем семь лет назад к перекройке чуть ли не всего итальянского футбольного хозяйства, фигурировали десятки тысяч телефонных переговоров. Считается, что, согласно новому законопроекту, правоохранительные органы получат в руки инструмент для реальных расследований, но ничто не мешало воспользоваться уже имеющимися возможностями и раньше. Считается, что ужесточение правил деятельности букмекерских контор (в частности, клиенты должны в обязательном порядке представлять документ, удостоверяющий личность) и вменение им в обязанность извещать кого нужно о подозрительных ставках перекроет канал любителям легкой наживы — но такие конторы и раньше фиксировали именные данные участников крупных ставок, а в случае каких-либо подозрений первыми били тревогу. И если заинтересованные в расследовании организации и лица мало обращали внимания на подобные сигналы (а иногда их просто игнорировали), то что их заставит сейчас переменить позицию?

Законопроект «от самого президента» предусматривает разнообразные кары для проштрафившихся игроков, судей, тренеров и организаторов. Суровой лагерной стужей веет от этих «от двух до семи», но нашу изворотливую и прекрасно знающую, как ловить рыбку в мутной воде публику, на испуг не возьмешь. Потому что преступления вроде как имеются, а наказания как класс отсутствуют. Теперь вот даже самому Владимиру Путину пришлось подключиться, чтобы очистить российский футбол от безобразий.

Кстати, если брать смежные области, то, к примеру, в политике классический и сравнительно недавний пример «договорняка» — рокировка президента и премьера, когда высокие стороны, «давно обо всем договорившись», кинули публику еще до «матча».

Так что дело борьбы за чистые ноги не совсем дилетанту доверено.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow