СюжетыОбщество

Иностранные агенты

Сейчас так называют правозащитные организации. В сталинские времена таковыми объявлялись все кто угодно, в первую очередь иностранцы, оказавшиеся в СССР

Этот материал вышел в номере № 4 от 16 января 2013
Читать
Сейчас так называют правозащитные организации. В сталинские времена таковыми объявлялись все кто угодно, в первую очередь иностранцы, оказавшиеся в СССР
Изображение

Как известно, ГУЛАГ перемалывал не только граждан Страны Советов. Его жертвами стали сотни тысяч граждан других стран.

Это были и многочисленные коминтерновцы (а также просто зарубежные коммунисты, оказавшиеся на территории СССР), попавшие в жернова сталинских чисток. И жители оккупированных Советским Союзом в соответствии с секретным протоколом пакта Молотова—Риббентропа стран Балтии, а также восточных областей Польши. И многие зарубежные специалисты, приехавшие в 20—30-е к нам делать индустриализацию.

До ГУЛАГа не добрались и были после пребывания в лагерях для военнопленных уничтожены (в Катыни, под Калининым и Харьковом) более 20 тысяч польских офицеров, взятых в плен в сентябре 1939 года в ходе «освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии».

Менее известно, что фактически узниками ГУЛАГа стали и сотни тысяч японских военнослужащих из «разгромленной» в августе 1945 года Квантунской армии, которым для оправдания их длительного содержания в неволе, сопровождавшегося гулаговской эксплуатацией их рабского труда, советской стороной был присвоен статус военнопленных.

А теперь несколько исторических фактов, важных для понимания того, как и почему возник «японский сегмент» ГУЛАГа.

13 апреля 1941 года между СССР и Японией был заключен (а 25 апреля ратифицирован) пакт о нейтралитете. В статье 2 этого документа говорилось, что если одна из сторон окажется «объектом военных действий» со стороны третьих держав, то другая сторона будет придерживаться нейтралитета. Япония, которая была союзницей Германии, как известно, условия пакта выполнила. Хотя справедливости ради надо признать, что планы победоносного «похода на север» там разрабатывались. Однако после Сталинграда их уже всерьез не рассматривали.

Когда гитлеровцы в конце 1941 года стояли под Москвой, Ставкой было принято решение перебросить на запад свежие и хорошо экипированные дивизии с Дальневосточного фронта, что в значительной степени и спасло Москву. Нетрудно представить, что произошло бы, если б Япония, находившаяся тогда на пике своего военно-политического могущества (ею были захвачены чужие территории площадью 4200 тысяч квадратных километров с населением около 450 миллионов человек), открыла на Дальнем Востоке фронт против СССР, как того требовал Гитлер.

В отличие от Японии, Сталин условия пакта не выполнил: 9 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. Кстати, к этому подталкивали и союзники — пункт о вступлении СССР в войну с Японией спустя два-три месяца после окончания войны в Европе был зафиксирован в итоговых документах Ялтинской конференции (февраль 1945 года). При этом СССР была сделана попытка облечь это в правовую форму — еще 5 апреля 1945 года СССР заявил о намерении денонсировать этот документ. Однако, по условиям пакта о нейтралитете, выход из него мог произойти не раньше 25 апреля 1946 года (он заключался на 5 лет, выход из него мог быть объявлен за год до истечения этого срока и произойти, соответственно, год спустя). Таким образом, СССР вышел из пакта более чем на 8 месяцев раньше его истечения.

Разгром Квантунской армии, размещенной в Маньчжурии, был по сравнению с войной, которую СССР вел против гитлеровцев, практически «войной в одни ворота». Сопротивление быстрому продвижению советских войск было оказано лишь в некоторых пунктах — в основном там, куда вовремя не дошел приказ императора Японии Хирохито о капитуляции (он был издан уже 15 августа). Потери, конечно, были, но с советской стороны сравнительно небольшие — около 12 тысяч. Японцев погибло около 90 тысяч, а большинство гарнизонов сдались без боя. Около 600 тысяч военнослужащих Квантунской армии сложили оружие и были взяты в плен.

А уже 23 августа появляется приказ Сталина № 9898: отобрать до 500 тысяч пленных солдат и офицеров и перебросить их в Сибирь и другие регионы СССР. Это было в очевидном противоречии с положениями Потсдамской декларации об условиях капитуляции Японии, подписанной 26 июля 1945 года США, Великобританией и Китаем. Эти положения касались судьбы японских военнослужащих, попавших в плен (СССР присоединился к Потсдамской декларации 8 августа — накануне объявления Японии войны). В пункте 9 декларации говорилось, что после капитуляции эти военнослужащие (именно «военнослужащие», а не «военнопленные») должны быть отправлены к родным очагам. Именно так и поступили после войны в 1946 году американцы и китайцы. СССР же присвоил добровольно сдавшимся японцам статус военнопленных и отправил их на гулаговские стройки.

Переправляли японских солдат и офицеров из Маньчжурии на территорию СССР пешим порядком, поездами и пароходами — 500 батальонов по 1 тысяче человек. Разместили их в 30 регионах СССР, в основном в Хабаровском, Приморском, Алтайском и Красноярском краях, в Иркутской, Читинской, Амурской областях, Бурятской АССР. Размещали преимущественно в лагерях Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР. Японцы, осужденные по статье 58 за «антисоветскую деятельность», содержались в двух лагерях с более строгим режимом. Точные цифры погибших от голода, болезней и изнурительного труда японцев неизвестны: по разным источникам, таковых от 80 до 200 тысяч.

Оставшиеся в живых японцы, побывавшие в ГУЛАГе и поработавшие на «стройках социализма», считают себя не военнопленными (они добровольно сложили оружие), а интернированными. А потому требуют компенсаций за годы рабского труда. Компенсаций, которые не положены военнопленным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow