КолонкаПолитика

Медведев записался в отряд маоистов

И против него, судя по всему, ведется кампания

Этот материал вышел в номере № 5 от 18 января 2013
Читать
И против него, судя по всему, ведется кампания

Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил на Гайдаровском форуме, организованном весьма «симптоматичными» структурами — Академией народного хозяйства, Институтом Гайдара и Фондом Егора Гайдара, то есть почти всеми недобитыми монетаристско-либеральными «гнездами». И начал свое выступление с тезиса, резко контрастировавшего с доминирующей концепцией «лихих 90-х»: команда Гайдара, «несмотря на тяжелейшую обстановку, не побоялась свернуть с пути, который, казалось, навсегда предначертан историей нашей страны».

Этот «его последний поклон» дорогого стоит, но едва ли что-то меняет в текущем политическом раскладе. Оставшаяся часть выступления главы кабинета оказалась несколько мантрообразной, как концерт Джорджа Харрисона в Бангладеш, с редкими вкраплениями блесток здравого смысла. Хотя, когда Медведев заговорил о модернизации, торопливо исполнив обязательную программу двух-трехлетней давности, стало грустно. Причем отнюдь не ностальгически. А уж когда слушатели узнали, что курс на политическую модернизацию, «качественное расширение политических и экономических свобод», «остается неизменным», возникли сомнения в том, знает ли премьер, какое у нас столетье на дворе.

Сокращение доли государства в структуре экономики и вступление в ОЭСР как стратегическая цель были бы отличными новостями, если бы ленты этих самых новостей не пестрели сообщениями о возвращении государства в экономику и антизападных действиях и риторике, которые могут осложнить вступление в ту же Организацию экономического сотрудничества и развития.

В конце своего выступления Медведев процитировал Мао, срифмовав имя председателя с фамилией ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау. Но это так, для понимающих. Менее погруженные в проблематику могли бы подумать, что премьер решил пойти по пути китайских реформ.

Но шутки на этом не кончились. Закрывая сессию, Медведев апеллировал к Нилу Фергюсону, блестящему англо-американскому профессору, автору нескольких мировых историко-политологических и экономических бестселлеров. Фергюсон употребил термин ruleoflawyers, «господство юристов» — вместо «господства права», rule of law.

Но идти по жизни, смеясь, одному из руководящих юристов все сложнее. За день до Форума газета «Известия» опубликовала текст, из которого следовало, что в администрации президента по каким-то там критериям считают «неэффективными» пять министров, включая министра образования Дмитрия Ливанова (естественно, ведь он выступил против «сиротского закона», а значит, против могущественного ныне Вячеслава Володина, хотя, например, на Сергея Лаврова гнев не распространяется, он слишком мощная фигура). Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова на это ответила, что эффективность министров определяет президент, а не его администрация. (А как же глава кабинета МИНИСТРОВ?) И изящно намекнула при этом на некоторую нечистоту публикации.

Эта история превосходным образом укладывается в предположения о начатой против Медведева кампании из соседнего «дружественного» ему номенклатурного лагеря. Источники «Новой» утверждают, что кампания началась с несколько неуклюжей, в подражание либеральной прессе, критики со страниц подконтрольных изданий по поводу нерешительности премьера в вопросе пенсионной реформы. Разумеется, основной месседж не сводился к тому, что Медведев поддержал распределительную, а не накопительную систему. «Дискредитация» состоит в следующем: зачем такому «сильному» президенту такой «слабый» премьер?

Это такой пиар ради пиара, как искусство ради искусства. Проблема с целеполаганием. Зачем «мочить» Медведева? Чтобы Путин выглядел мускулистее? Чтобы заменить Медведева? Но на кого? А главное — зачем, если система имеет только один управленческий рычаг, один социальный лифт, один центр принятия решений?

Нет, конечно, Л.И. Брежнев недолюбливал А.Н. Косыгина и даже однажды вывел из триумвирата Н.В. Подгорного. Но чтобы вот так намекать в партийной прессе на недостатки партнера — это чересчур. И у такого пиара нет ни целевой аудитории, ни благодарных потребителей информации.

Получается, что власть абсолютно иррациональна в своих действиях, намерениях и информационном их сопровождении. Никто не сделал больше самих манипуляторов от власти для ее дискредитации. Дума профанирована законами, которые ее заставляют «размножать». Всех убедили, что правительство «слабое». Для президентской вертикали все это вернется бумерангом.

А что остается председателю Медведеву? Только цитировать председателя Мао: «Почувствовав ветер перемен, надо строить ветряную мельницу, а не укрываться от ветра».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow