СюжетыПолитика

Аншлаг, Аншлаг в германском суде

«Российские шпионы» супруги Аншлаг обвиняются в том, что передали сначала КГБ, а потом СВР сотни секретных документов НАТО и Евросоюза

Этот материал вышел в номере № 5 от 18 января 2013
Читать
Еще один шпионский скандал вторгся в отношения России со страной Запада. На этот раз, что примечательно, с Германией, которая до сих пор считалась едва ли не проводником российских интересов в ЕС и НАТО.
Изображение

Надо отметить, что, во-первых, дело супругов Андреаса и Хайдрун Аншлаг не замято тайной сделкой, а выпущено в публичную сферу. Во-вторых, практически все немецкие и другие европейские СМИ, формирующие общественное мнение, сообщая об открывшемся во вторник в Штутгарте судебном процессе, отмечают, что в конце 80-х годов, когда эта пара внедрилась в Германию, в Дрездене работал агент КГБ некто Владимир Путин. Не потому что он мог иметь отношение к их внедрению, а просто так, к слову, чтобы напомнить о бэкграунде российского президента и призраке холодной войны.

Супруги Аншлаг (ему 53 года, ей 47) обвиняются в том, что в течение двух десятилетий передали сначала КГБ, а потом СВР сотни секретных документов НАТО и Евросоюза. Предположительно граждане России, чьи настоящие имена неизвестны, въехали в ФРГ в 1988 году по поддельным документам как австрийцы южноамериканского происхождения, поженились, и вскоре у них родилась дочь. Они вели образ жизни добропорядочных бюргеров. Он — инженер в известных немецких фирмах, она домохозяйка. Дочь, дом, три машины… Дочь даже не подозревала, чем на самом деле зарабатывают на жизнь родители. Они признались, что СВР платила им 100 000 евро в год, сообщается в обвинительном заключении.

Имя дочери немцы не раскрывают, называя ее условно «Марией»: она заканчивает медицинский факультет и решила остаться на родине, в Германии.

История супругов Аншлаг достойна увлекательного шпионского романа и описана в мельчайших подробностях еженедельником «Welt am Sonntag» еще в октябре прошлого года, когда спецслужбы Германии дали зеленый свет рассекречиванию дела. Юлиан Семенов со своим «ТАСС уполномочен заявить…» отдыхает.

Тут драма похлеще: в разгар нелегальной разведывательной миссии Аншлагов происходят исторические события, рушится Берлинская стена, исчезает с карты Европы ГДР, разогнана гэдээровская секретная служба Штази, сотрудники которой если не садятся в тюрьму, то получают волчьи билеты. В том же русле меняются страны Центральной и Восточной Европы. И вот уже больше нет ни Советского Союза, которому Аншлаги служили, ни КГБ, который отправлял их в командировку. Холодная война закончилась, и новая Россия устремилась по пути западной демократии и рыночной экономики, побраталась с объединенной Германией…

Но удивительным образом в жизни и работе агентов «Пита» и «Тины», в принципе, ничего не изменилось. У них оставалось то же задание, они передавали шифровки тем же людям, в ту же службу. Их начальники в оперативных заданиях по-прежнему называли Германию «противником». Участь бывших коллег из Штази и других восточноевропейских спецслужб им не грозила. Чем дальше, тем это становилось яснее…

По словам федерального прокурора Рольфа Ханниха, деятельность супругов Аншлаг охватывала весь спектр разведывательной работы, включая вербовку новых информаторов и инструктаж старых, подготовку и отправку собственных донесений по политическим и военным вопросам. Это документы и оценки различных аспектов политики НАТО, которые, «конечно, представляли интерес для другой стороны, потому что помогали ей строить свое поведение».

Одним из источников секретных материалов для них был чиновник министерства иностранных дел Нидерландов Раймонд Валентино Путерей, который продавал им документы. Добытые супругами сведения касались политических и военных секретов НАТО, а также оборонной составляющей, полицейских и гражданских миссий Евросоюза, отношений ЕС со странами Восточной Европы и Центральной Азии.

Прокурор Ханних сказал, что задача следователей осложнилась тем, что семья Аншлаг готовилась к возвращению в Москву и успела уничтожить документы, относящиеся к периоду до 2008 года. СВР заметила слежку за агентами и готовила их вывоз из страны.

Немецкий спецназ арестовал Хайдрун утром 18 октября 2011 года в их доме в пригороде Марбурга, застав ее в момент получения шифрованной радиограммы из Москвы. Одновременно в ходе другого рейда взяли Андреаса, который в тот момент спал в их же квартире под Штутгартом. Эвакуация обоих агентов из Германии была намечена на 31 октября…

Первый шпионский скандал между Россией и Германией после падения Берлинской стены должен войти в историю хотя бы потому, что он рушит еще одну историческую иллюзию (если они у кого-то еще оставались). Его не хватало как недостающего фрагмента в общей картине охлаждения отношений между Россией и Западом в последние несколько лет. Германия оставалась до поры в стороне от антиамериканских, антибританских, антифранцузских и прочих подобных кампаний, раздутых в России по разным поводам — от «шпионского камня» и чая с полонием до дележа детей от смешанных браков и усыновления сирот.

Собственно, и в этом случае отношение к Германии особое. Команды «фас» российским телеканалам и прокремлевским молодежным движениям не было то ли от растерянности, то ли с умыслом. Ни один российский политик не высказался по этому поводу, а реакция СМИ весьма умеренная. Не сравнить с тем, как в 2010 году встречали Анну Чапман со товарищи.

Остается загадкой, почему Москва и Берлин, чьи спецслужбы в определенной мере сотрудничают, не замяли дело без огласки. Как пишет та же «Welt am Sonntag», еще в марте прошлого года представитель германского правительства приходил к послу Владимиру Гринину, чтобы сообщить об аресте Аншлагов и предложить обмен на двух агентов разведки «дружественной Германии страны», которые сидят в российской тюрьме. Правда, те — завербованные граждане России. После месяца ожидания ответа германская сторона поставила ультиматум. Москве объяснили: еще есть возможность не доводить дело до суда, но когда генеральный прокурор ФРГ предъявит обвинение, у правительства не останется поля для маневра и договариваться о сделке будет поздно. Так оно и случилось. 14 сентября план обмена лопнул. Есть версия, что СВР сознательно пошла на это. Открытый процесс в правовом государстве позволит получить ценную информацию о методах работы западных контрразведок. То есть даже после провала разведчик продолжает свою работу…

В Германии за шпионаж дают до десяти лет. Но немецкие СМИ, ссылаясь на надежные источники, предполагают, что обменная сделка между Берлином и Москвой все же состоится после вынесения приговора.

Процесс в Штутгарте разбудил воспоминания о временах холодной войны, когда в Европе противостояли друг другу армии НАТО и Варшавского договора. Даже адвокатом супругов Аншлаг выступает «специалист по шпионским делам» времен холодной войны Хорст-Дитер Пёчке, который в 1974 году на легендарном процессе защищал агента Штази Гюнтера Гийома, ставшего ближайшим доверенным лицом канцлера Вилли Брандта.

Германские СМИ в связи с началом процесса отмечают, что даже после падения железного занавеса Германия остается заветной целью для шпионажа. Согласно последнему отчету федерального ведомства защиты конституции, самую активную разведывательную работу в стране ведут сейчас Российская Федерация и Китайская Народная Республика.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow