СюжетыОбщество

Ехать подано

В этом году на московских дорогах продолжится большая стройка, а пассажиры общественного транспорта получат новое билетное меню

Этот материал вышел в номере № 5 от 18 января 2013
Читать
В этом году на московских дорогах продолжится большая стройка, а пассажиры общественного транспорта получат новое билетное меню

В 2013 году столичные власти продолжат реконструировать вылетные магистрали и создавать выделенные полосы, строить новые станции метро, вводить платные парковки на улицах, оптимизировать маршруты автобусов-троллейбусов-трамваев и заставлять автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт. С какими конкретно транспортными изменениями столкнутся москвичи в текущем году и поможет ли это улучшению дорожно-транспортной ситуации?

Стоит напомнить, что быстрого избавления от пробок команда Собянина никогда не обещала. Если верить принятым программам по развитию транспорта, в 2011–2012 гг. власти пытались добиться «стабильности», заморозив пробки на уровне 2009–2010 гг., и не допустить ухудшения ситуации на дорогах, а ощутимых улучшений стоит ждать лишь к 2016 году. Однако именно 2013 год, в соответствии с планами властей, должен стать переломным и продемонстрировать первую положительную динамику.

Удалось ли столичному правительству добиться поставленных целей в уже прошедших 2011 и 2012 годах — вопрос спорный.

По оценкам специалистов аналитического центра «Яндекс.Пробки», за последние два года ситуация с пробками в столице радикально не поменялась — ни в лучшую, ни в худшую сторону. Но эксперты компании «Эшелон Геолайф» говорят об отрицательной тенденции: средняя скорость движения по улицам столицы за прошедший год снизилась больше чем на 2,5 км в час — с 26,6 до 23,9. Притом что скорость ниже 30 км уже говорит о проблемах с дорожно-транспортной сетью, а ниже 20 — всё, коллапс.

Возможное ухудшение ситуации специалисты склонны связывать не столько с увеличением количества машин на дорогах, сколько, как ни странно, с правительственными антипробочными мерами. В частности, с дорожной реконструкцией и строительством.

Дороги

Из 19 вылетных магистралей сегодня реконструируют 8. Большую часть работ планировали завершить еще в прошлом году, однако уложиться в срок не удалось. Кроме того, в течение года начнутся работы еще на пяти радиальных направлениях (Рязанский, Волгоградский и Мичуринский проспекты, Боровское, Волоколамское и Калужское шоссе, Профсоюзная улица).

Столичные радиусы, по версии правительства Москвы, перестраивают вовсе не для автомобилистов (по мнению большинства экспертов, сколько дороги ни расширяй, личный транспорт все равно все забьет), а для нормального функционирования общественного транспорта. Точнее, для созданиявыделенных полос. На сегодняшний день в Москве действует 17 «выделенок». В ближайшие два года (когда точно — неизвестно, это будет зависеть от темпов реконструкции магистралей) появится еще 9. Позволит ли это двигаться автобусам и троллейбусам быстрее? Однозначного ответа на этот вопрос у экспертов нет. Пока из-за недостатков в организации полос скорости ощутимо увеличились лишь на отдельных прямых участках.

Кроме того, в текущем году власти планируют перестроить все (!) «клеверные» развязки на МКАД.

В перспективе — строительство Южной и Северной рокад, двух хорд, которые, не заходя в центр, свяжут между собой спальные районы и важнейшие загородные направления. Далее — строительство сразу двух дублеров самого главного чиновничьего проспекта — Кутузовского. Поговаривают, что северный дублер необходим для беспрепятственного проезда сильных мира сего в Москву-Сити и будет, возможно, платным, а Южный — для связи исторического центра столицы с научным — инновационным Сколково.

Метро

В соответствии с планами развития столичной подземки в 2013 году будет открыто 6 новых станций метро: «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники» на юго-востоке, «Битцевский парк» и «Лесопарковая» на юге и «Спартак» на северо-западе. Кроме того, будет введен в эксплуатацию новый участок Солнцевской линии «Деловой центр» — «Парк Победы».

Кроме того

Реформирование билетной системы, которую московские власти обещали провести еще несколько лет назад, но быстро поняли, что проще переделать все вылетные магистрали, чем усадить за стол переговоров столичных транспортных гигантов — Метрополитен и Мосгортранс. Но вот усадили.

Расширение зоны платной парковкив центре Москвы, которая пока в качестве пилотного проекта действует только в районе Петровки и Каретного Ряда. Заммэра по транспорту Максим Ликсутов уже сообщил о том, что с середины мая парковка на всех улицах внутри Бульварного кольца станет платной.

Сокращение интервалов движения электричек. В перспективе — до 3-5 минут в часы пик за счет строительства дополнительных железнодорожных путей.

Обновление подвижного состава на всех видах транспорта и увеличение количества автобусов, троллейбусов, трамваев.

Перспектива

Несмотря на то, что правительство Москвы окончательно определилось со стратегией развития транспортной системы столицы (в пользу общественного транспорта) и активно ее реализует, общее улучшение транспортной ситуации не кажется экспертам неизбежным.

Транспортные проблемы Москвы нельзя решать отдельно, в отрыве от ее окружения — Московской области, уверены специалисты. Однако никаких совместных планов (не только на уровне конкретных мер, но даже на уровне концепции) у столицы и области как не было, так и нет.

Показательным в этом смысле было принятие запрета на движение грузовиков по МКАД в дневное время, когда правительства Москвы и области не могли договориться о деталях реализации этой инициативы. Дошло до того, что вице-премьер Московской области Роман Филимонов заявил, что постановление столичных властей о грузовиках «подрывает основы конституционного строя». Позже, правда, все сделали вид, что конфликт полностью исчерпан, а потом — что его и вовсе не было.

Похожая ситуация и с реконструкцией выделенных магистралей. Какой смысл расширять московские «радиусы», если они все равно «запрутся» узкими подмосковными шоссе?

Почти то же и с новой билетной системой. Сотни тысяч жителей Подмосковья ежедневно приезжают в столицу на работу, а значит, пользуются и московским, и подмосковным общественным транспортом, и вынуждены иметь несколько разных проездных. Обсуждался ли с правительством Московской области вопрос о введении единых билетов?

— Мы над этим работаем, — говорит Ликсутов. — У нас очень хорошие отношения с областью…

Но детально прорабатывать этот вопрос, как заявил заммэра по транспорту, будут только в конце 2013 года.

НОВОЕ БИЛЕТНОЕ МЕНЮ

Первые (пусть и незначительные) билетные изменения вступили в силу уже с 1 января нового года — наконец-то стала бесплатной пересадка между метро и монорельсом.

Основной объем нового билетного меню планируют вводить в три этапа.

С 1 февраля (то есть уже через две недели) билеты на метро на 5 и более поездок становятсяуниверсальными— их можно будет использовать в автобусах, трамваях и троллейбусах.

Со 2 апреля наконец вводятся новые типы билетов — так называемый «электронный кошелек»и билет «90 минут». «Электронный кошелек» — специальная пластиковая карта, которую можно будет использовать на любом виде общественного транспорта. Кроме того, как обещает департамент транспорта, к концу года с помощью такой карты можно будет оплатить проезд на электричке, «Аэроэкспрессе», а также рассчитаться за парковку на улично-дорожной сети. Пополнить баланс карты можно будет с помощью банковской карты, через кассу, специальные автоматы, онлайн-сервисы и т.д. Билет «90 минут»подойдет тем, кто сочетает разные виды общественного транспорта: при стоимости 44 рубля он позволит совершить одну поездку на метро и неограниченное число поездок на наземном общественном транспорте в течение полутора часов с момента валидации. Кроме того, появится специальный туристический билет — неограниченное число поездок на всех видах транспорта в течение 24 часов за 200 рублей. Билеты на 1-2 поездки в метро будут продаваться только в автоматах и подорожают до 30 и 60 рублей соответственно, чтобы побудить пассажиров сразу покупать билеты на большее число поездок и не создавать очередей.

С 1 июля бумажные билеты на 1-2 поездки в метро перестанут продавать вообще, что кажется довольно странным решением (при этом срок действия билетов на 5 и более поездок будет продлен до трех месяцев, начиная уже со 2 апреля). Билеты на 1-2 поездки на наземном транспорте сохранятся, но приобрести их можно будет только в кассах Мосгортранса (кроме того, в ближайшее время департамент транспорта планирует привлечь к продаже билетов банки, салоны сотовой связи и киоски печати). Водители автобусов, троллейбусов и трамваев будут продавать билеты только на 4 и 40 поездок, а также «девяностоминутки» на 1 и 2 поездки.

Все льготы на проезд — сохранятся.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow