СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 5 от 18 января 2013
Читать

В начале 1940-х годов исследователи из токийского Института освоения территорий, сотрудником которого являлся биохимик Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го. Предметом изучения стало процветающее старообрядческое село Романовка, возникшее неподалеку от линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), между городами Харбин и Муданьдзян в середине 1930-х, — русские крестьяне бежали из советского Приморья, а название своему поселению дали в память о российской императорской фамилии. Уклад жизни романовцев изучался японскими учеными и описывался ими в специальных изданиях для колонистов. Можно только догадываться, насколько сильным эмоциональным опытом стало для профессора Сабуро общение с русскими старообрядцами, однако более 60 лет он хранил не только воспоминания, но и сделанные во время экспедиции непрофессиональные, но очень выразительные фотографии села Романовка и его обитателей. Сейчас эти фотографии выставлены в Мультимедиа Арт Музее в рамках экспозиции «Вера. Надежда. Манчжурия», которая, увы, закрывается 20 января. Поспешите: оно того стоит.

Ул. Остоженка, 16

Новогодние праздники завершились, слава богу. Но унывать не стоит: впереди еще вторая Арт-битва снеговиков. Московский дворец пионеров на Воробьевых горах под девизом «Раз конца света не произошло, попробуем прикончить здравый смысл» собирает всех желающих поучаствовать в конкурсе на лучшего авторского снеговика. Правило всего одно: в основе снеговика должно быть три классических снежных шара. Все остальное — пол, цвет, возраст, характер, аксессуары, одежда, краски и все такое прочее — на усмотрение самих творцов. Творцы тоже: большие и маленькие, худые и толстые, высокие и… невысокие — чтобы принять участие в конкурсе, будьте какими угодно, только не забудьте зарегистрировать команду на сайте хочузиму.рф, придумать снеговика и слепить его в нужном месте в нужное время, а именно — завтра, 19 января, начиная с 12.00. О том, что кроме лепки участников ждет много приятных занятий, говорить не нужно. Тут и чаепитие на свежем воздухе, и танцы под согревающие ритмы (не путать с напитками), и катание на ледяной горке.

Ул. Косыгина, 17

Ансамбль Московской государственной академической филармонии «Брамс-трио» в составе Наталии Рубинштейн (фортепиано), Николая Саченко (скрипка) и Кирилла Родина (виолончель) замахнулся на Вольфганга нашего Амадея Моцарта и в преддверии очередной годовщины со дня рождения композитора (27 января) решил в традициях камерного музицирования XVIII века сыграть концерт, составленный исключительно из его произведений. 19 января в Баженовском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» прозвучат шедевры знаменитого сына Зальцбурга, а иного он, как известно, не писал. Например, соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, сочиненная Моцартом в 1784 году для концерта в Вене двадцатилетней скрипачки Регины Стриназакки. Свою партию солистка получила в срок. Моцарт же аккомпанировал, имея перед глазами пустой лист бумаги, что было замечено в лорнет императором Иосифом II. Ну, интересно же! В концерте примет участие Дмитрий Усов (альт).

Ул. Дольская, 1. Начало в 16.00

Академическая оттепель

В «Новый манеж» заселился советский неореализм в изводе питерской академической художественной школы. Высвобожденные из длительного заключения в фондах студенческие работы — живопись, архитектура, графика — представляют панораму академической жизни Северной столицы с 1953 по 1968 год, от смерти Сталина до «пражской весны». Время «оттепели» не обрушило в одночасье железный занавес, но ощутимо приблизило новую жизнь с чувственными женщинами, элегантными автомобилями, стильной музыкой и прочими атрибутами богемы, которая тогда еще не осознала себя частью Европы, но почувствовала дух свободного творчества. Академия художеств Ленинграда (с иным тогда неудобоваримым названием) передовым отрядом этого процесса, конечно, не была, но участие принимала — в качестве высокопрофессионального коллектива, так сказать. Ну и плюс молодость — работы выставлены в основном студенческие — это всегда обаяние будущего, даже если оно уже далеко в прошлом. Осталось десять дней.

Георгиевский пер., 3/3. До 27 января

Союз композиторов

20 января в клубе «Гнездо глухаря» Владимир Дашкевич, автор бессмертной музыки к отечественному «Шерлоку Холмсу», будет отмечать день рождения в компании своего старинного соавтора, классика бардовского и не только жанра Юлия Кима. Концерт творческого дуэта, за плечами которого многие годы совместной работы и масса произведений, написанных в разные годы для театра и кино, — событие, надо сказать, редкое. Не пропустите. Когда еще можно будет услышать любимые песни, просто написав записку.

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

Если набрать в поисковике «Мьянма» или «Бирма», бросится в глаза обилие «золота» в заголовках: «Золотая земля», «Страна золотых пагод», «Золотая страна» и т.п. А между тем страна эта весьма и весьма далека от государств с внушительными золотыми запасами. Все дело в истории, памятниках архитектуры, природе и людях. Во всяком случае, именно это приходит в голову при взгляде на работы фотографа Сергея Ковальчука, чья фотовыставка «Мьянма: все золото Бирмы» открылась в Центральном доме художника. Это типичный фототравелог: 80 снимков, среди которых, однако, не только известные до некоторой степени ракурсы пагод священного города Багана или женщин народа падаунг, которые с малолетства «растят» свои лебединые шеи, надевая на них кольца одно за другим в течение всей своей жизни, но и подсмотренный быт простых людей — рыбаков, ремесленников, крестьян, старателей на золотых приисках. В пространстве выставки 19, 20, 26 и 27 января (каждый раз — в 16.00) пройдет первый музыкальный фестиваль «Система координат», в котором на фоне фотографий далекой буддистской страны исполнят свою музыку импровизаторы Саша Родовский и Сергей Филатов, рок-бард Андрей Козловский, блистательный гитарист Иван Смирнов и другой прекрасный гитарист Дмитрий Малолетов, мастер видеоверлибра Пит Аникин и многие другие.

Ул. Крымский Вал, 10. До 27 января

Веселая вдова

20 и 21 января на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко первая премьера 2013 года — знаменитая «Веселая вдова» Франца Легара. Режиссером одной из самых популярных в мире оперетт на этот раз выступил руководитель художественных проектов питерского ТЮЗа Адольф Шапиро, ставший к тому же соавтором (вместе с Вадимом Жуком) нового либретто. Для Шапиро, известного своими драматическими постановками на сценах обеих столиц, это не первый опыт сотрудничества с Театром им. Станиславского и Немировича-Данченко: стильная «Лючия ди Ламмермур» Доницетти завоевала в 2010-м «Золотую маску» как лучший оперный спектакль. Думается, что опыт в жанре оперетты окажется не менее удачным. Тем более что «легкое дыхание» богатой вдовы Ганны Главари — благодарный для этого материал.

Ул. Большая Дмитровка, 17. Начало в 19.00

Лауреаты Международного конкурса имени Чайковского выступят в Большом зале Московской консерватории с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории. Известный коллектив, собранный когда-то под патронатом «чуткого уха» маэстро Рождественского, на протяжении пяти лет продолжает дарить публике беспроигрышные «сеты» великой классики. Один из них — концерт 20 января. Солировать будут пианист Владимир Овчинников и виолончелист Александр Бузлов. Первый из них, виртуоз, обладающий даром «простоты», исполнит концерт №1 для фортепиано с оркестром Чайковского. Второй умеет заставлять инструмент петь: вариации на тему рококо Чайковского в его исполнении завораживают, а звучание опуса Паганини — те самые вариации на тему из оперы Россини «Моисей в Египте», что для одной скрипичной струны, будут исполнены на виолончели — ошеломительно.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Художница Нэнси Хувер работала (умерла в 2008-м) в области медиапейзажа. Обращаясь к детальному изображению человеческого тела, она создавала абстрактные ландшафты; применяя живописные приемы к возможностям видео, изучала пластику тела, визуальные иллюзии и аналогии. Большое внимание уделялось ею работе со светом и значению второго плана пейзажа. В экспозиции в центре дизайна ArtPlay, открывшейся в минувшую среду, представлены наиболее радикальные проекты Хувер, из которых складывается своеобразная ретроспектива творчества художницы.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10. До 4 февраля

Блиц-спектакль, 8 шт.

Впервые в репертуарном театре «Театральный альманах»: тематический фестиваль «короткометражных» спектаклей в Театре им. Ермоловой — совместный эксперимент театра под руководством Олега Меньшикова и продюсерской команды «vottebe». Восемь спектаклей длительностью не более 20 минут каждый созданы специально для проекта молодыми режиссерами совместно с артистами труппы театра как высказывания на одну предложенную тему: «Отцы и дети». В проекте приняли участие восемь режиссеров, ранее не работавших в театре Ермоловой, — Денис Азаров, Сергей Аронин, Талгат Баталов, Кирилл Вытоптов, Юрий Квятковский, Михаил Милькис, Юрий Муравицкий и Рустем Фесак. Выказавшие интерес к «альманаху» артисты были объединены вокруг режиссеров методом жеребьевки. Но, собственно говоря, время и тема были единственными ограничениями проекта — выбор жанра, формы, материала, на который опирается работа, оставался за создателями постановок, объединенных 23 января в действие на четыре с половиной часа «с не просто антрактом».

Ул. Тверская, 5. Начало в 19.00

Искусство как вирус

24 января в Малом зале Государственного центра современного искусства с лекцией выступит британский философ и искусствовед Дэвид Эллиот. Бывший директор музеев современного искусства в Оксфорде и Стокгольме, куратор Стамбульской биеннале 2007 года, Сиднейской биеннале 2010 года и прошлогодней Киевской, Эллиот будет прилюдно исследовать производство и рецепцию искусства как в историческом контексте, так и в условиях современности, анализируя распространение искусства, подобно «вирусу», между различными культурами. Критике подвергается идеология классического универсализма европейского Просвещения и современная глобализация.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30

Вся история Берлина в послевоенный период — это история смены обликов, многократных и радикальных. Вот он, разделенный надвое в советское время, и в одной половине снимают унылое гэдээровское кино, а в другой — играют Дэвид Боуи и Ник Кейв. Вот он после падения Стены, всеевропейская площадка для эксперимента, и его население в вечном движении: ежегодно в Берлин приезжает около 150 тысяч и покидает 130 тысяч человек. Карнавал культур и фабрика стартапов, старинные особняки, панельные высотки и фешенебельные новоделы, стрит-арт и пресловутая берлинская ухмылка — фотохудожница Ирина Голенкова попыталась, вооружившись камерой, измерить пульс, запечатлеть zeitgeist немецкой метрополии. Ее экспозиция из 70 документальных картин современного Берлина открылась сегодня в Галерее ВХУТЕМАС.

Ул. Рождественка, 11. До 31 января

Время Островского

19 января открывается Х ежегодный фестиваль «Островский в Доме Островского». На сцене Малого театра покажут семь спектаклей.

19 января — «Правда — хорошо, а счастье лучше» (Национальный академический драматический театр им. М. Горького, Минск); 20 января — «Бешеные деньги» (Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького); 21 января — «Бешеные деньги» (Рязанский государственный областной театр драмы); 22 января — «На всякого мудреца довольно простоты» (Омский государственный академический театр драмы); 22 января — «Гроза» (Театр-студия «Откровение», Москва); 23 января — «Волки и овцы» (Малый театр).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow