СюжетыКультура

…И бесплатно покажет кино

В чем суть кампании «100 лучших отечественных фильмов — в школу», окрещенная в народе «списком Мединского»

Этот материал вышел в номере № 6 от 21 января 2013
Читать
В чем суть кампании «100 лучших отечественных фильмов — в школу», окрещенная в народе «списком Мединского»
Изображение

Идея внедрения кинопоказа с комментариями в школьную программу предлагалась и раньше, в частности, директором Музея кино Наумом Клейманом, но была услышана лишь летом, когда прозвучала из уст Никиты Михалкова, пожалуй, самого почитаемого нынешним министром культуры режиссера.

И вот довольно споро прошло голосование на сайте Минкульта, затем к дискуссии были подключены эксперты (ВГИК, профильные НИИ и СК). Так возник «проект списка», который, по словам Владимира Мединского, сейчас передается в Министерство образования, дабы окончательно «доработаться» с психологами, специалистами по работе с детьми.

Министр культуры Владимир Мединский и министр образования Дмитрий Ливанов встретились с журналистами, чтобы объяснить принципы введения в школьную программу «спецкурса».

Выяснилось, что «урок кино» будет факультативным. Авторские права на фильмы уже приобретены. Чиновники больше не говорят исключительно о шестых-седьмых классах. Фильмы будут распределены Минобром на все 11 лет, а не на 6—7-е классы, как говорили сначала (в таком случае фильмов явно мало, и список должен будет увеличиться в разы).

Конечно, после встречи многие из вопросов так и остались висеть в воздухе. Список иностранных фильмов будет, но неизвестно когда. Хотелось бы узнать и имена экспертов, определивших окончательный выбор 100 великих фильмов, а главное — критерии, по которым картины отбирались. Хотя во многом список повторяет в сокращенном варианте вгиковский курс, что и определяет его доброкачественность. Тем не менее недоумение вызывает долгосрочный «завис» на ранней поре киноискусства. Кроме того, в список «великих картин» зачем-то затесались проходные фильмы вроде «Школьного вальса» Павла Любимова.

Смущает и сильный идеологический акцент. Безусловно, 90 процентов фильмов создано в стране победившего большевизма. Но сегодня вроде бы у нас другая страна или нет? Зачем тогда дублировать пропагандистских «Красных дьяволят» их сиквелом «Неуловимые мстители»?

Кинокритик Даниил Дондурей считает, что «многие картины списка навязчиво патриотичны, такое ощущение, что из молодежи хотят сделать советское общество, живущее не в 2013 году, а до 1991 года. Именно поэтому, видимо, решили отказаться от современных фильмов».

Владимир Мединский попытался подобные сомнения развеять следующим образом: «Кино — самое молодое из искусств, большая часть картин из советской эпохи были идеологизированы, но эти фильмы важны с точки зрения понимания времени, людей и сыгранной роли в отечественном киноискусстве».

На мой вопрос: «Кто же будет показывать и разъяснять школьникам все нюансы контекста эпохи, с которой кино неразрывно связано, в 50 тысячах российских школах?» — господин Ливанов ответил, что будет объявлен конкурс среди учителей, «готовых учить». Будут организованы курсы в разных регионах.

Однако министр, видимо, забыл, что и учителей литературы и истории не хватает в наших школах. Откуда же возьмутся эти 50 тысяч энтузиастов? Придется, видимо, рекрутировать физруков, учителей труда и пения. Их и «вооружат современными методологиями подбора материалов».

На другой мой вопрос: «Отчего кроме «Ежика в тумане» и анимационно-игрового «Нового Гулливера» в списке отсутствует отечественная анимация, которая, между прочим, отпраздновала столетие и воспитала не одно поколение соотечественников?» — я услышала расплывчатое: «Вы же понимаете, что цифра 100 — символическая. Список будет дорабатываться». Так что простите, Лев Атаманов, Федор Хитрук, Эдуард Назаров, Михаил Цехановский и прочие классики мировой мультипликации… Вы поставлены в «лист ожидания», может, нашим детям повезет — «покажут» и вас.

Но если «сто» — условное значение, зачем сегодня публиковать эти «недоработанные» черновики? Почему не определиться точно в возрастных категориях и не создать «программы кино» для детей разного возраста (и начинала бы я не со школы, а с детского сада)? Понятно, что «Маленькую Веру» нельзя показывать младшим классам, а «Морозко», «Марья-искусница», «Золушка» вряд ли заинтересуют выпускников.

Далее, в списке три картины Никиты Михалкова. Зато нет ни одного из выдающихся фильмов Параджанова, нет барнетовского шедевра «Окраина». При этом в строго ограниченной рамками «сотне» нашлось место для пяти (!) фильмов эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова (скажем, при всем величии замысла, не лучший советский фильм о войне). Из Алексея Германа выбрана «Проверка на дорогах», но нет выдающейся картины «Мой друг Иван Лапшин». Есть соловьевские «Сто дней после детства», но нет «Ассы». Из Абдрашитова взяли лишь «Охоту на лис». Может, авторы списка учитывали юный возраст зрителей? Тогда почему фильмам морального беспокойства, посвященным юным («Звонят, откройте дверь», «Не болит голова у дятла», «Плюмбум, или Опасная игра»), они предпочли взрослые, требующие зрелого понимания картины: «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Кончаловского, «Крылья» Ларисы Шепитько? Классика же советского кино национальных республик, за исключением «Покаяния», вообще в список не попала.

Но главная претензия — отсутствие современных работ (последний по хронологии фильм «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова 1994 года). «История отечественного кино заканчивается на 90-х годах? — это вопрос не ко мне, а к экспертам и к 40 тысячам проголосовавших за фильмы на информационных ресурсах, — сказал Мединский. — Единственное объяснение этого: «Великое видится на расстоянии». Возможно, со временем более современные фильмы также будут включены в этот список». Но сегодня и так у молодой аудитории вопиющий разрыв с современным арт-кино, отечественным и зарубежным. Не стоит ли заняться просвещением зрителя?

Журналистов интересовало: и может ли сама школа влиять на программу показов? Министр образования дипломатично увернулся, пообещав разнообразную помощь министерства, в том числе в переподготовке учителей.

Глупо отрицать, что идея внедрения урока кино нужная и важная. И здесь мы отстаем от Европы. Во Франции предмет «Культура восприятия изображения» — обязательный в школах. Дело не только в образовании кинозрителя. Совершенно прав Дмитрий Ливанов, говорящий, что назрела острейшая необходимость в сокращении разрыва в культурных основах старшего поколения и молодежи. Действительно, в современном мире, атакованном шквалом информации, культурные образцы, на которых воспитываются разные генерации, космически далеки друг от друга. Но образный язык кинематографа универсален, обладает бесконечными изобразительными возможностями отображения реального и выдуманного миров, прочтений классики и современной литературы, осмысления вершащихся сегодня и вчера событий, практически неограниченным количеством художественных значений. Как говорил Томас Манн, кино, будучи миром «живых теней», непосредственнее многих других искусств касается самой жизни. Киноисторики указывают на особое свойство кинематографа, связующего его с современностью, оно укоренено в повышенной динамике развертывания текстов, превышающей «нормальное» течение мысли. И потому находящее самый короткий, эмоциональный путь к сердцу зрителя.

Еще несколько лет назад Европейская киноакадемия рекомендовала национальным киноведомствам вводить факультативы по истории кино. И прав министр культуры, утверждающий, что в нашей истории есть десятки достойнейших фильмов, которые ребенок сам смотреть не будет: «Хотя именно эти картины были «Аватарами» своего времени». Должен кто-то объяснить ему значение, величие, экспериментальность «Броненосца «Потемкина», «Аэлиты», «Андрея Рублева». Только если эта программа превратится, как у нас бывает, в «отбытие номера», ученики могут возненавидеть отечественное кино (как они уже презирают современные отечественные фильмы, предпочитая им любое, в том числе и второсортное американское кино).

У нас зачастую берутся за хорошую, полезную идею и столь спешно, небрежно, непродуманно превращают ее в кампанию, что по ходу дела она теряет «вес» заложенного в нее смысла. А ведь как точно заметил известный английский просветитель Эдмунд Берк: «Идея может быть благовидной в теории и разрушительной на практике, и, напротив, — в теории рискованной, на практике превосходной». По какому пути пойдут наши экспериментаторы — покажет время.

P.S. Cписок рекомендованных фильмов:

  1. «А если это любовь?» — Ю. Райзман, 1961 год
  1. «А зори здесь тихие» — С. Ростоцкий, 1972 год
  1. «Адмирал Нахимов» — В. Пудовкин, 1946 год
  1. «Айболит-66» — Р. Быков, 1966 год
  1. «Александр Невский» — С. Эйзенштейн, 1938 год
  1. «Андрей Рублев» — А. Тарковский, 1966 год
  1. «Аэлита» — Я. Протазанов, 1924 год
  1. «Баллада о солдате» — Г. Чухрай, 1959 год
  1. «Бег» — А. Алов, В. Наумов, 1970 год
  1. «Белеет парус одинокий» — В. Легошин,

1937 год

  1. «Белое солнце пустыни» — В. Мотыль, 1969 год
  1. «Белорусский вокзал» — А. Смирнов, 1970 год
  1. «Берегись автомобиля» — Э. Рязанов, 1966 год
  1. «Бесприданница» — Я. Протазанов, 1936 год
  1. «Бриллиантовая рука» — Л. Гайдай, 1968 год
  1. «Броненосец «Потемкин» — С. Эйзенштейн, 1925 год
  1. «В бой идут одни «старики» — Л. Быков, 1973 год
  1. «В огне брода нет» — Г. Панфилов, 1968 год
  1. «Веселые ребята» — Г. Александров 1934 год
  1. «Внимание, черепаха!» — Р. Быков, 1969 год
  1. «Война и мир» — С. Бондарчук, 1965—1967 годы
  1. «Волга-Волга» — Г. Александров, 1938 год
  1. «Восхождение» — Л. Шепитько, 1976 год
  1. «Гамлет» — Г. Козинцев, 1964 год
  1. «Дама с собачкой» — И. Хейфиц, 1960 год
  1. «Дворянское гнездо» — А. Кончаловский, 1969 год
  1. «Девять дней одного года» — М. Ромм, 1961 год
  1. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э. Климов, 1964 год
  1. «Доживем до понедельника» — С. Ростоцкий, 1968 год
  1. «Друг мой, Колька!» — А. Салтыков, А. Митта, 1961 год
  1. «Дядя Ваня» — А. Кончаловский, 1977 год
  1. «Ежик в тумане» — Ю. Норштейн, 1975 год
  1. «Живые и мертвые» — А. Столпер, 1963 год
  1. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») — М. Хуциев, 1964 год
  1. «Звезда» — А. Иванов, 1949 год
  1. «Земля» — А. Довженко, 1930 год
  1. «Зеркало» — А. Тарковский, 1974 год
  1. «Золушка» — Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947 год
  1. «Иван Грозный» (1—2-я серии) — С. Эйзенштейн, 1944—1946 годы
  1. «Иваново детство» — А. Тарковский, 1962 год
  1. «Иди и смотри» — Э. Климов, 1985 год
  1. «Илья Муромец» — А. Птушко, 1956 год
  1. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А. Кончаловский, 1967 год
  1. «Калина красная» — В. Шукшин, 1973 год
  1. «Ключ без права передачи» — Д. Асанова, 1976 год
  1. «Королевство кривых зеркал» — А. Роу, 1963 год
  1. «Красные дьяволята» — И. Перестиани, 1923 год
  1. «Крылья» — Л. Шепитько, 1966 год
  1. «Курьер» — К. Шахназаров, 1986 год
  1. «Летят журавли» — М. Калатозов, 1957 год
  1. «Маленькая Вера» — В. Пичул, 1987 год
  1. «Марья-искусница» — А. Роу, 1959 год
  1. «Мать» — В. Пудовкин, 1926 год
  1. «Машенька» — Ю. Райзман, 1942 год
  1. «Месть кинематографического оператора» — В. Старевич, 1913 год
  1. «Мечта» — М. Ромм, 1941 год
  1. «Молодая гвардия» — С. Герасимов, 1948 год
  1. «Монолог» — И. Авербах, 1972 год
  1. «Морозко» — А. Роу, 1964 год
  1. «Начало» — Г. Панфилов, 1970 год
  1. «Не горюй!» — Г. Данелия, 1969 год
  1. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л. Кулешов, 1924 год
  1. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н. Михалков, 1976 год
  1. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» — Н. Михалков, 1979 год
  1. «Неуловимые мстители» — Э. Кеосаян, 1966 год
  1. «Новый Гулливер» — А. Птушко, 1935 год
  1. «Обыкновенный фашизм» — М. Ромм, 1966 год
  1. «Они сражались за Родину» — С. Бондарчук, 1975 год
  1. «Освобождение» — Ю. Озеров, 1972 год
  1. «Охота на лис» — В. Абдрашитов, 1980 год
  1. «Пацаны» — Д. Асанова, 1983 год
  1. «Петр Первый» — В. Петров, 1937 год
  1. «Печки-лавочки» — В. Шукшин, 1972 год
  1. «Пиковая дама» — Я. Протазанов, 1916 год
  1. «Плохой хороший человек» — И. Хейфиц, 1973 год
  1. «Подвиг разведчика» — Б. Барнет, 1947 год
  1. «Покаяние» — Т. Абуладзе, 1984 год
  1. «Подранки» — Н. Губенко, 1976 год
  1. «Проверка на дорогах» — А. Герман, 1972 год
  1. «Путевка в жизнь» — Н. Экк, 1931 год
  1. «Радуга» — М. Донской, 1943 год
  1. «Республика ШКИД» — Г. Полока, 1966 год
  1. «Семеро смелых» — С. Герасимов, 1936 год
  1. «Смелые люди» — К. Юдин, 1950 год
  1. «Стенька Разин» («Понизовая вольница») — В. Ромашков, 1908 год
  1. «Сто дней после детства» — С. Соловьев, 1975 год
  1. «Собачье сердце» — В. Бортко, 1998 год
  1. «Судьба человека» — С. Бондарчук, 1959 год
  1. «Тихий Дон» — С. Герасимов, 1957–1958 годы
  1. «Утомленные солнцем» — Н. Михалков, 1994 год
  1. «Холодное лето пятьдесят третьего» — А. Прошкин, 1987 год
  1. «Чапаев» — Г. Васильев, С. Васильев, 1934 год
  1. «Человек с киноаппаратом» — Д. Вертов, 1929 год
  1. «Чужие письма» — И. Авербах, 1975 год
  1. «Чук и Гек» — И. Лукинский, 1953 год
  1. «Чучело» — Р. Быков, 1983 год
  1. «Школьный вальс» — П. Любимов, 1978 год
  1. «Щит и меч» — В. Басов, 1968 год
  1. «Юность Максима» — Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 год
  1. «Я шагаю по Москве» — Г. Данелия, 1963 год
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow