РасследованияПолитика

Навальный под присмотром

Глава СКР держит судьбу оппозиционера, которому предъявили обвинение, под личным контролем

Этот материал вышел в номере № 6 от 21 января 2013
Читать
Навальный под присмотром
Фото: «Новая газета»
Навальному предъявили обвинение в «окончательной редакции», сообщает сайт Следственного комитета. Что бы это значило? Раньше на первой странице этого сайта не было сообщений о столь мелких уголовных делах. Как не встречал я здесь и этих двух портретов рядом — Бастрыкин и Навальный. Так и висят вместе...

Навальному предъявили обвинение в «окончательной редакции», сообщает сайт Следственного комитета. Что бы это значило? Раньше на первой странице этого сайта не было сообщений о столь мелких уголовных делах. Как не встречал я здесь и этих двух портретов рядом — Бастрыкин и Навальный. Так и висят вместе.

Бастрыкин сегодня присматривает за Навальным. Он лично реанимировал уголовное дело по «Кировлесу», которое тянется с 2009 года. Напомню: аудиторскую проверку, которая вылилась в уголовное дело, начинал губернатор Никита Белых. Можно даже утверждать, что и саму проверку инициировал советник губернатора Навальный.

Когда лидер «РосПила» только сделал серьезную заявку на политическое лидерство, высокая власть забеспокоилась и Навальный был притянут к делу самым, очевидно, примитивным образом. Как ни старались сотрудники кировского управления СКР, но «причинения имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения» (ст. 165 УК РФ) со стороны оппозиционера найти не удалось. И в январе 2011 года дело было закрыто.

В мае 2011-го сыщики уже из Приволжского окружного управления СКР начали разработку «лесного дела», попытавшись по второму разу «подтянуть» Навального. Кропотливая работа продолжалась почти год. И снова без результатов. В мае 2012 года стало известно, что и это уголовное дело прекращено.

28 мая, явно издеваясь, Навальный потребовал извинений. И на следующий день Бастрыкин публично высек «нерадивых» следователей. Я его понимаю: что это за следователи, которые не могут посадить гражданина России?!

И дело забрали в Москву. Как сообщил мне Навальный, сегодня его персоной «занимаются одиннадцать «важняков» из центрального аппарата СКР, в футбол можно играть».

Новый состав следственной группы по «Кировлесу» подошел к решению поставленной задачи более творчески, чем их региональные коллеги. Но воспользовались наработками предшественников.

Притягивать Навального к делу решено через показания бывшего гендиректора «Кировлеса» Вячеслава Опалева, который уже оказал услугу силовикам. В феврале 2010 года с его помощью был взят под стражу, а позже приговорен к трем годам лишения свободы Андрей Вотинов — бывший советник губернатора Кировской области. Сам Опалев в то время был «на крючке» и проходил подозреваемым по уголовному делу с многомиллионным ущербом.

Сегодня следственная группа СКР придумала «гениальный» ход: объединить в одну ОПГ (организованную преступную группу) Опалева и Навального. И предъявить им обвинение уже по другой, более тяжкой статье УК, предусматривающей наказание до десяти лет лишения свободы — по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ («организация растраты чужого имущества в особо крупном размере»).

Еще в августе прошлого года «Новая» писала, что следствие полностью поменяло фабулу уголовного дела. Если раньше Навального обвиняли в том, что он убедил директора «Кировлеса» заключить невыгодный договор с «Вятской лесной компанией» (ВЛК), и это обвинение развалилось, то по новой версии директора «Кировлеса» и ВЛК вместе с Навальным заранее договорились и нанесли ущерб «Кировлесу». При этом следствие посчитало украденным весь объем леса, который был реализован по договорам до расторжения сделки. Откуда и появилась цифра 16 миллионов рублей ущерба. Хотя ВЛК, продав лес на 16 миллионов рублей, 14 миллионов перечислила на счета «Кировлеса», оставив себе лишь агентское вознаграждение (см. «Новую» от 1 августа 2012 года).

Опалева, похоже, недолго пришлось «уговаривать». Он полностью признал вину, согласился на особый порядок рассмотрения уголовного дела (без исследования доказательств) и месяц назад был приговорен к четырем годам лишения свободы условно.

Подобный сценарий развития событий мы предсказывали полгода назад. Было очевидно, что «сделка со следствием» и «особый порядок» обернутся для Опалева отнюдь не реальной «десяточкой», а условным сроком. Предположение подтвердилось.

Теперь о последующих этапах уголовного преследования Навального. Все доводы его защиты суд может не принимать во внимание с учетом состоявшегося приговора Опалеву. Для этого обычно используются стандартные отказные формулировки. Типа такой: «Суд основывает свое решение на показаниях Опалева ввиду того, что они последовательны, не противоречивы, получены с соблюдением норм УПК…»

И все же я далек от мысли, что Навальному светит реальный срок. Слишком очевидна политическая мотивированность его преследования и совсем уж неочевидны доказательства по «лесному делу». Скорее стоит задача «кошмарить», одновременно поддерживая у обывателя имидж нечистого на руку лидера оппозиции. Этот процесс может продолжаться годами. С той же целью, не сомневаюсь, возбуждены «спиртовое» и «почтовое» уголовные дела (см. «Новую», № 145 от 21 декабря 2012).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow