КолонкаПолитика

Эпоха «нулевых»

Российская демократия на бумаге избирательного бюллетеня скоро догонит Останкинскую телебашню

Этот материал вышел в номере № 8 от 25 января 2013
Читать

«Нулевые» годы в российской истории сменяются годами «нулевых» людей. Царством ничтожества. Роль личностей во всех сферах деятельности низводится до неразличимого глазом минимума. И обслуживающий персонал режима чутко улавливает эту тенденцию.

В России теперь столько демократии, что она физически не умещается в избирательные бюллетени. С этим явно нужно что-то делать. И уже есть отличные предложения, а именно: например, превратить партии в числа. Вообще пора пойти дальше, сделать всю политику конца путинской эпохи, в духе времени, анонимной, абсолютно безличной. Пронумеровать всех министров, депутатов, губернаторов, руководителей муниципалитетов вплоть до глав управ. И описывать политические события в стране не столько прилагательными и существительными (при всем неоспоримом богатстве русской обсценной лексики слов уже не хватает), сколько числительными. Например, сообщают информагентства: «Первый встретился с нулевым». И вся страна понимает — Путин повидался с Медведевым.

На заседании комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству на днях давали «концерт», посвященный форме нового избирательного бюллетеня. К моменту последних думских выборов — прошло-то всего ничего, каких-то 14 месяцев -- партий в стране было только 7. После сокращения минимально необходимого для регистрации числа потенциальных членов с 50 тысяч до 50 штук, количество партий выросло на 728,5 процента — до 51. Представители Центризбиркома сразу перевели разговор на язык чисел. Для наглядности депутатам показали бюллетень длиной один метр семьдесят сантиметров (почти мой рост): именно столько бумаги понадобится, чтобы внести все существующие на данный момент партии в список для голосования. А на очереди в Минюсте томятся, ожидая регистрации, еще полтораста партий. Такими темпами российская демократия на бумаге избирательного бюллетеня скоро догонит Останкинскую телебашню.

Парламентарии должны окончательно решить, какой будет новая бумажка, по которой у нас продолжат фальсифицировать выборы, до начала марта: тогда ЦИК по закону должен разместить заказ на изготовление новых электронных комплексов обработки избирательных бюллетеней, чтобы успеть к единому дню голосования 8 сентября.

В самом ЦИКе предложили изящное решение проблемы бурного роста многопартийности: указать в бюллетене только номера партий, записанные наподобие почтового индекса. Вся прочая информация о партиях — название, фамилии лидеров списка -- в таком случае останется только на информационных плакатах, размещенных на избирательных участках.

По неписаной логике нелепых авторитарных режимов креативные лоялисты издеваются над системой изощреннее самых язвительных оппозиционеров. Прославившийся авторством закона о митингах — первого в ряду запретительных законодательных инициатив третьего путинского срока — депутат-единоросс Андрей Сидякин предложил еще один, совсем уж языческий способ борьбы с этим разгулом демократии: обозначать партии с помощью пиктограмм животных. «Единая Россия» у него оказалась белым медведем, КПРФ — большим рогатым лосем, «Справедливая Россия» — петухом или выхухолем, ЛДПР — соколом, Партия социальных сетей — хомячком, РПР-ПАРНАС — крысой, а «Яблоко» — скунсом. Правда, если партий будет 150 или 200, а предложение Сидякина пройдет (другие же его предложения проходили), избирательный бюллетень в России будет представлять собой авангардное прочтение знаменитого «Атласа животных» Альфреда Эдмунда Брема. Что тоже глубоко символично. Если вдуматься, «Атлас животных»-- честное название для книги, описывающей нашу сегодняшнюю политическую жизнь. Или для избирательного бюллетеня на наших сегодняшних выборах.

Но лучше все-таки не оскорблять животных и обозначать субъектов российской политики бездушными числами. «Единую Россию», в частности, несомненно, «шестеркой». Так и будем называть эту организацию партией «шестерок». Депутатам Госдумы нашивать их личные номера прямо на пиджаки. Будет такая развеселая хоккейная команда. А мы, журналюги, напишем просто и ясно: депутат 13-й с подачи «первого» внес законопроект об иностранных агентах. У нас ведь все голевые передачи депутатам так или иначе делает «первый». А в самой Госдуме вести дискуссии в стиле агентов ФСО, переговаривающихся по рации: «Четвертый» (спикер Госдумы Сергей Нарышкин. - С.Н.), поступил закон «Димы Яковлева». Надо принимать немедленно. Как поняли? Прием!» И сами думские партии вполне можно просто нумеровать, не называя. Никакой сущностной разницы между ними все равно нет. А последних депутатов, не желающих отбывать номер, стараются лишить мандатов или просто не слушают.

В стране, где происходит тотальное наступление на личность, никаких личностей в политике (по логике власти) не должно быть по определению. Так что ЦИК на самом деле предлагает очень глубокую идею, описывающую самую суть политических процессов, идущих в стране. Россия. Второе десятилетие ХХI века. Эпоха «нулевых».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow