СюжетыОбщество

Пересадка по новой схеме

На сайте департамента транспорта Москвы открыто голосование на лучшую схему метро

Этот материал вышел в номере № 8 от 25 января 2013
Читать
Департамент транспорта Москвы предлагает москвичам самим выбрать новую схему метро от лучших дизайнеров Москвы
Фото: Евгений Фельдман – «Новая»
Фото: Евгений Фельдман – «Новая»

Новой схемой озаботился департамент транспорта Москвы. Очень уж много критики посыпалось на ту, которая появилась в вагонах несколько месяцев назад: Москва-река, вокзалы и аэропорты на ней не отмечены, некоторые названия станций расположены по диагонали, текст неровный, линии кривые (глаз таких тонкостей не замечает, но информацию воспринимать становится сложнее). Идея конкурса принадлежит заместителю начальника отдела рельсовых видов транспорта Владимиру Титову. Площадкой стали «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца, что, по мнению основателей, позволило сделать все по-честному: «Система государственных конкурсов редко выявляет действительно лучших исполнителей задачи, а не самых дешевых и не тех, кто «занес» в правильное место», — заметил Кац.

В жюри вошли и советник руководителя департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Москвы Алексей Митяев, член Королевского Географического общества Великобритании, автор книги «Metro Maps of the World» Марк Овенден, руководитель группы разработчиков дизайна Яндекс.Карт Андрей Кармацкий и многие другие.

Всего на конкурс прислали 35 схем: были варианты, где дизайнеры меняли цвета линий, на одной схеме кольцевая линия и вовсе превратилась в прямоугольник, и привычный «паучок» исчез. Кто-то сплел ветки так, что в районе станций «Театральная», «Арбатская», «Новокузнецкая» они образовали пятиконечную звезду. Но экстравагантные варианты в финал не прошли: Илья Варламов, один из основателей «Городских проектов», объяснил, что важнейшее требование конкурсной комиссии — преемственность старой схеме, к которой люди привыкали годами. Еще от участников требовали понятно оформить пересадки (чтобы не возникало путаницы там, где на две станции — одно название), особого внимания требовал центральный узел «Александровского сада», где соприкасаются целых 4 ветки, но прямой пересадки с «Библиотеки имени Ленина» на «Боровицкую» нет. Поскольку новые станции метро появляются каждый год, у схемы должен быть потенциал к развитию, место, куда «втыкать» новые станции и линии. В финал прошли три схемы: Ильи Бирмана, РИА Новостей (арт-директор Илья Рудерман) и студии Артемия Лебедева.Окончательное решение — за москвичами.

«В Москве с городской навигацией все, в общем, плохо», — резюмировал член жюри, дизайнер Сергей Полетаев, - нет единой карты общественного транспорта, он не объединен в общую сеть.Поэтому разработчики схемы старались добавить как можно больше информации о городе над подземкой: река помогает понять, на каком берегу окажешься, вокзалы и отправляющиеся от них аэроэкспрессы очень важны для туристов. В вестибюлях станций будет размещена другая карта, большего масштаба, с привязкой метро к местности, маршрутами общественного транспорта до соседних станций — ее дополнительно разработает победитель.

«Главная задача — сделать так, чтобы дополнительная информация на схеме появилась, а дополнительные графические элементы не загрязняли восприятие. Важно не что я добавил в схему, а как мне удалось все убрать, чтобы при этом остался смысл», — объяснял один из финалистов Илья Бирман.

Пока дизайнеры работали над проектами для конкурса, в вагонах метро люди то и дело натыкались на странную схему: линии не ложатся параллельно, а растекаются в стороны, кольцо превратилось в извилистую кривую. Эти карты без всяких согласований с метрополитеном развешивали участники движения «Партизанинг» — уличные художники и городские перепланировщики одновременно. Они выступают за развитие общественного транспорта в городе, за расширение территории пешехода, как и «Городские проекты», только методы у них другие: в систему ребята встраиваться не хотят. Пока «Городские проекты» договариваются с префектом о пешеходной зоне в Щукине и записывают номера машин, припаркованных в неположенном месте, чтобы отправить их в ГАИ, «партизаны» вешают на столб самодельный знак велодорожки или рисуют «зебру» там, где люди часто перебегают дорогу. Они и свою схему метро вешали так же: в 5.30 утра начинали путешествовать по поездам, наклеивая в вагонах карты, чтобы провисели весь день, до ночной уборки.

Создатель партизанской карты Антон Мейк объяснил, что их целью было показать карту метро в географии города. Тогда становится заметно, что между Кунцевской и Воробьевыми горами огромная дыра, не охваченная метро. Смысл не в том, чтобы пассажир с первого взгляда понял, где ему пересесть на «рыжую», а чтобы он увидел, какие есть альтернативные пути перемещения по городу. Именно поэтому на карте отмечены железнодорожные пути: «Я от «Войковской» до «Курской» добираюсь вдвое быстрее на электричке, чем на метро. Пусть люди задумаются о такой альтернативе». На партизанской карте «Алма-Атинская» переименована в «Братеево». За это ребята получили на своем сайте много благодарностей от обиженных жителей одноименного района, которые уже прозвали новую станцию «Далматинской». Алма-Атинская улица в Братееве действительно есть, но находится далеко от метро, а название «Братеево», по словам жителей, — единственный такой топоним на всю Россию. «Партизаны» признают, что их схема — в большой степени арт-проект, но арт-проект полезный для сознания горожан.

Правила пользования, напечатанные в углу партизанской карты, обращены не к пассажирам, а к работникам метрополитена: запрещено «воровать бюджетные деньги» и «рекламировать автомобили»: «Это все равно что в детских книжках сигареты рекламировать: люди выбрали общественный транспорт, городские власти должны быть им благодарны — а им тут показывают преимущества автомобиля!» Также в правилах, созданных «Партизанингом», запрещено кричать и бить тех, кто проходит без билета, — эта идея вызвала много критики. «Да, получается, что за безбилетника платят другие пассажиры. Но ведь это нормально — заплатить за человека, у которого нет денег», — считает Антон. Он вообще за человеческие отношения: «Государство навязывает нам идею, что без его контроля ничего не будет работать. А ведь ничего и так не работает! Кроме случаев, когда люди организуются сами: так было при тушении пожаров летом 2010-го, и когда волонтеры помогали затопленному Крымску, так работает отряд поиска потерявшихся людей «Лиза Алерт». Паркующихся на тротуаре водителей Антон предлагает образумить, не «стуча» на них в полицию, а объясняя хозяевам автомобилей, почему они неправы: противостояние с государством только озлобляет, вести себя вежливо человек начнет тогда, когда поймет, что мешает таким же, как он, людям.

Впрочем, как отметил сам Бирман, «какая бы схема ни победила, это все равно большая победа для москвичей».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow