СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 8 от 25 января 2013
Читать

Они изменили мироощущение миллионов. Влияние их творчества чувствуется и сейчас, спустя почти полвека после создания группы — Pink Floyd. Нет смысла называть их музыку легендарной, культовой — это и так понятно. Это музыка вне времени и пространства, она отражает настроение Вселенной. И теперь сама Вселенная способна отражать настроение Pink Floyd: Планетарий Москвы запустил серию из трех полнокупольных шоу — The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, The Wall, которые были созданы специально под композиции группы. Сегодня будет показано первое из них. Помните: There is no dark side in the moon, really. Matter of fact, it’s all dark — «У Луны нет никакой темной стороны, в действительности она вся темная»? Теперь эту музыку можно не только услышать, но и увидеть!

Ул. Садовая-Кудринская, 5, стр. 1. Начало в 21.15

Завтра, 26 января, на сцене РАМТа — жемчужина и флагман репертуара Молодежного театра, творческий подвиг актеров и режиссера Алексея Бородина — трилогия «Берег утопии» Тома Стоппарда. Три спектакля — «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев — Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Чаадаева и Тургенева — хрестоматийные русские, ставшие у знаменитого британца живыми людьми, не идеализированными и не прилизанными. Впервые «Берег утопии» был поставлен в 2002 году Королевским национальным театром в Лондоне, позднее — еще многими труппами мира, но только РАМТ шесть лет назад решился выпустить все три спектакля одновременно: они играются в один день.

Театральная пл., 2. Начало частей постановки — в 12.00, 15.30 и 19.00

О спорт, ты — кадр!

Имя Льва Бородулина, которому в этом году исполняется 90 лет, знакомо, как говорили раньше, каждому любителю спорта. Классик спортивной фотографии, он принадлежит к поколению, прошедшему Великую Отечественную войну, как Евгений Залдей и Дмитрий Бальтерманц, но в отличие от них, снимать начал уже после войны: в 1950-е Бородулин стал спортивным фотокором «Огонька», и с тех пор спорт для него — не просто хроника стартов, побед или поражений, но прежде всего формальный поиск, резкие ракурсы, жесткие композиционные построения. Его лучшие снимки выполнены в традиции довоенной авангардной фотографии Родченко, Игнатовича и Шайхета. Именно поэтому, в отрыве от контекста тех или иных спортивных достижений, спустя годы после эпохальных побед или провалов, его фотографии захватывают зрителя. В 1972-м Бородулин уехал в Израиль, где продолжал работать фотографом, но там эмоциональное напряжение спортивных соревнований, которым славились его фотографии советского периода, постепенно уступает место размеренному жизнеописанию простых людей. Увидеть лучшие работы и метаморфозы художнических интересов Льва Бородулина можно в рамках ретроспективы, открывшейся 17 января в Мультимедиа Арт Музее.

Ул. Остоженка, 16. До 10 февраля

Готовьтесь! 27 января Светлановский зал Дома музыки вновь сотрясет самая грандиозная из музыкальных битв балканских оркестров. В прошлом году цыганско-балканские брасс-геркулесы из Румынии Fanfare Ciocarlia (читается: «Фанфаре Чокарлия») победили не менее именитых бойцов — оркестр Бобана и Марко Марковича из Сербии. В этом году на вызов румын ответила амбициозная молодежь — румынский же оркестр Mahala Rai Banda («Махала Рай банда»). Снова на сцену поднимутся две группы, чтобы решить: кто круче и горячее, кто быстрее и виртуознее, чьи соло ярче и вкуснее. И только слушателям решать, кто выйдет победителем из этой схватки. Fanfare Ciocarlia — легендарный коллектив, его музыканты — выходцы из деревень северной Румынии. Mahala Rai Banda — уроженцы цыганских селений в пригородах Бухареста. Первые играют традиционную цыганскую, еврейскую, балканскую музыку, подмешивая к этому коктейлю то джазовые стандарты, то шлягеры вроде «Чардаша» Монти, то голливудские хиты. Вторые предпочитают саунд XXI века: хотя в ансамбле есть и заслуженные «ветераны» брасс-бэндов, тон задает молодежь, сделавшая ставку на фанк и регги. Фольклор — фольклором, но то, что звучит у «Махала Рай банды», больше напоминает о городской улице, чем о деревенском празднике. Так что кто победит, предсказать невозможно, но публика однозначно оказывается в выигрыше.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

Мина Агосси снова выступит в Москве с Алексеем Айги и Ансамблем 4’33’’. Первая встреча музыкантов состоялась в 2004 году, когда Мина приняла участие в записи альбома Mix и французских и российских концертах группы. Альбом стал одной из самых больших удач ансамбля и был переиздан во Франции. За прошедшие 9 лет Мина Агосси стала настоящей дивой европейского джаза, выпустила 4 альбома на культовом английском лейбле Candid, а с 2010 года сотрудничает с крупнейшей европейской фирмой грамзаписи Naпve. В Москву Мина приедет специально для подготовки нового проекта с Алексеем Айги и выступит на двух московских концертах группы в качестве гостя — 27 января в клубе «16 тонн» (ул. Пресненский Вал, 6, стр. 1) и 28 января в Центре ДОМ (Большой Овчинниковский пер., 24, стр. 4). Начало концертов в 20.00

«Я» из кризиса и демократии

Государственный центр современного искусства и Театр им. Йозефа Бойса 29 января представляют «Я» — интерактивный театральный проект, посвященный работе с конфликтами внутри нас и нашего окружения и о том, как они взаимосвязаны. Он был создан из двух… ну проектов же. Первый — «Кризис» — спектакль, который труппа театра представила в рамках 7-й Берлинской биенналле в прошлом году, — спектакль о личных кризисах, связанных, как оказалось, с глобальными проблемами. Второй — «Демократия.doc» — интерактивная игра в новый мир. Демократия — не просто тема постановки, но также и форма взаимодействия всех присутствующих в зале людей, поскольку общение зрителей организовано по демократическим правилам и процедурам.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30

24 января в 19.00 в Бродильном цехе «Винзавода» проект «Территория дизайна» представит итоги всероссийского конкурса для молодых дизайнеров. Выставка «Старый объект — новое качество» соберет воедино идеи молодых промышленных дизайнеров из многих городов страны, касающиеся того, как поступать с заброшенными городскими объектами, такими как зерноприемник и бомбоубежище в Москве, литейный цех в Челябинске, комплекс завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо», форт «Милютин» в Кронштадте, мельница в Хабаровске и многие другие.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 24 февраля

На выставке «В этих строках все: и что мечталось…», которую галерея «Веллум» открывает 28 января в центре «Артефакт», будет представлено около 30 работ московского художника ХХ века Меера Аксельрода. Основной «корпус» выставленной коллекции — это произведения черно-белой графики 1920–1930-х годов, представляющие иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, Бабеля, Чехова, а также зарисовки местечек, где прошли детство и юность художника (Аксельрод родился в 1902 году в белорусском Молодечно, а с 1913 года учился в знаменитой школе И. Пэна в Витебске). Особое внимание привлекают его темперные «рассказы» о тех краях, где он побывал уже во второй половине века, прежде всего Прибалтика, увиденная «Страной из сказок братьев Гримм»: стрельчатые колонны и стремящиеся ввысь готические башни на фоне лазурных небес. Отдельное место в творчестве художника занимают женские образы — матери, бабки, соседок.

Ул. Пречистенка, 30/2. До 24 февраля

Норштейн live

Юрий Норштейн проведет 29 января, во вторник, творческий вечер в Московском еврейском общинном центре: диалоги со зрителями о творчестве и наверняка — спасибо государственному телевидению — о сегодняшней жизни, комментарии художника к своим работам, планы будущих премьер и, кто знает, может, и чай… на можжевеловых веточках. Вход — по символической цене; билеты — в комнате 202.

2-й Вышеславцев пер., 5а. Начало в 19.30

В «Фотоцентре» открылась выставка «Житие Владимира Высоцкого» — к 75-летию Артиста. Порядка сотни фотографий двух десятков авторов рассказывают о Высоцком преимущественно в жанре репортажного портрета: в театральных ролях и кинообразах, в концертных выступлениях и общении с коллегами и друзьями. Среди них 8 кадров старейшего фоторепортера «Известий» (когда она еще была газетой) Виктора Ахломова, человека-эпохи, снимавшего Ахмадуллину и Ахматову, Вознесенского и Окуджаву, Гагарина и Никулина, Чуковского и Че Гевару, а также более 20 крупноформатных работ Владимира Плотникова, который провел несколько плодотворных студийных фотосессий с Высоцким и Мариной Влади.

Гоголевский бульвар, 8. До 10 февраля

Московская гастроль Нижегородского оркестра

Среди российских оркестров Академический симфонический оркестр Нижегородской государственной филармонии под управлением Александра Скульского — один из самых известных, имеющих многолетнюю яркую историю. Достаточно сказать, что именно с этим оркестром состоялись дирижерские дебюты Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича. Репертуарная политика филармонического оркестра практически всегда характеризовалась открытостью всему новому и нестандартному: здесь состоялись премьеры сочинений Шнитке, Сильвестрова, Щедрина. В афише оркестра бывали такие звезды, как Денис Мацуев и Наталия Гутман. А в числе постоянных и любимых в солистов — пианистка Элисо Вирсаладзе, которая примет участие в московских гастролях оркестра 30 января в Большом зале консерватории. В программе: симфония №4 Брамса, концерт для фортепиано с оркестром Грига и Румынская рапсодия №1 Энеску.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

В объективе — р-р-рок

«Время колокольчиков» — проект о главных музыкантах ленинградской рок-сцены конца 70-х — начала 90-х, культовых событиях и «местах силы»: в Центре фотографии им. братьев Люмьер собраны работы лучших фотографов культурного андерграунда Питера и Москвы, вхожих в рок- и арт-сообщества. Они снимали фестивали Рок-клуба на Рубинштейна, 13, репетиции и записи в студии, стихийные концерты и кутежи на «флэтах» и в мастерских, посиделки в главном месте встреч рокеров Ленинграда — кафе «Сайгон». Важной частью экспозиции, которая откроется 30 января, станут редкие оригинальные афиши и плакаты, обложки пластинок, экземпляры музыкальных «зинов», материалы из частных архивов. В Белом зале Центра будет представлена не только обширная видеопрограмма, но и проект, посвященный «Аквариуму» и ее лидеру Борису Гребенщикову, в этом году отмечающему юбилей. И, наконец, готовится специальная концертная программа, которая объединит музыкальные сцены обеих столиц.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 24 марта

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow