СюжетыОбщество

Меню не всем пришлось по вкусу

Потребителей московских транспортных услуг хотят защитить от реформы оплаты проезда

Этот материал вышел в номере № 8 от 25 января 2013
Читать
Пытаясь повысить привлекательность общественного транспорта, столичные власти разработали новое билетно-тарифное меню. И оно, как, впрочем, и многие другие транспортные нововведения последнего времени, даже не успев вступить в силу, уже перешло в разряд «непопулярных мер».

Пытаясь повысить привлекательность общественного транспорта, столичные власти разработали новое билетно-тарифное меню. И оно, как, впрочем, и многие другие транспортные нововведения последнего времени, даже не успев вступить в силу, уже перешло в разряд «непопулярных мер». Противники билетной реформы говорят о скрытом повышении цен и навязывании услуг, а Общество защиты прав потребителей даже обещает обратиться в суд, если в метро перестанут продавать бумажные билеты на 1-2 поездки. Столичный департамент транспорта, в свою очередь, продолжает настаивать на том, что все изменения продиктованы исключительно заботой о пассажирах.

Если все будет происходить по сценарию, который разработал департамент транспорта, изменения будут вводиться в три этапа, чтобы дать горожанам возможность адаптироваться в новых тарифно-билетных условиях.

С 1 февраля (то есть всего через неделю) билет на метро, который станет называться «единым» или «универсальным», можно будет использовать в наземном транспорте.

Со 2 апреля начинают действовать новые виды билетов: «Электронный кошелек» (можно будет использовать на всех видах транспорта и пополнять по мере необходимости), «90 минут» (включает одну поездку в метро и неограниченное количество поездок на наземном транспорте в течение полутора часов с момента первого использования), суточный безлимитный билет «для туристов» на все виды транспорта за 200 рублей. Билеты на 1-2 поездки в метро подорожают до 30 и 60 рублей соответственно и будут продаваться только в автоматах.

С 1 июля окончательно исчезают из продажи билеты на 1-2 поездки в метро, а водители наземного транспорта продают только ТАТ («Троллейбус, автобус, трамвай» — билет на наземный транспорт) на 4 и 40 поездок или «девяностоминутки» на 1-2 поездки.

Что получим в итоге: «Электронный кошелек», «90 минут» (на 1, 2, 5, 11, 20, 40 и 60 поездок), единый билет (он же — билет на метро на 5, 10, 11, 20, 40, 60 поездок и безлимитный на 30 дней), ТАТ (на 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 40, 60 поездок и безлимитный на 30 дней и на год), «Туристический».

Чего лишимся: бумажных билетов на 1-2 поездки в метро, безлимитного месячного и годового билета только на метро.

Цели

Разработка нового билетно-тарифного меню — не просто попытка следовать «западной моде», как бы того ни хотелось убежденным противникам грядущих изменений. Главная цель реформы (во всяком случае, как заявляет департамент транспорта) — уменьшить очереди в билетные кассы, ускорить движение наземного общественного транспорта и повысить комфорт пассажиров. Побочная (об этом представители департамента транспорта, конечно, стараются не говорить) — индексировать тарифы таким образом, чтобы у пассажиров сложилось впечатление, что повышения цен не произошло.

Как добиться того, чтобы каждый пассажир сразу приобретал билет на как можно большее число поездок и полностью отказался от билетов на одну-две поездки, что должно значительно сократить очереди в кассы и снять лишнюю нагрузку с водителей автобусов-троллейбусов-трамваев? Сделать так, чтобы купить билеты на маленькое число поездок было невозможно/неудобно/невыгодно, при этом снизить цены на безлимитные билеты и билеты с большим количеством поездок. Ну и, конечно, создать для редко ездящих альтернативу бумажным билетам на 1-2 поездки.

Альтернативой для редко ездящих по замыслу властей должен стать «Электронный кошелек» — номерная пластиковая карта (ее впоследствии можно будет персонифицировать, зарегистрировавшись на специальном интернет-портале), которую можно купить в кассах метро и Мосгортранса за 100 рублей (50 рублей — залог, который вернут при возврате карты, оставшиеся 50 — начальный баланс). Пополнить счет карты можно будет через кассы, специальные автоматы, банкоматы, со счета мобильного телефона. Департамент транспорта обещает, что уже в этом году с помощью «Электронного кошелька» можно будет оплачивать парковку и даже проезд на электричке.

Цены

Со 2 апреля округляют стоимость билетов на небольшое количество поездок. Единый билет на 1 поездку подорожает до 30 рублей, на 2 — до 60 рублей, на 5 — до 150 (сегодня билет на 5 поездок в метро стоит 135 рублей). При этом подешевеют единые билеты на 20 и 60 поездок. Единый безлимитный проездной на месяц будет стоить 2200 рублей (пока месячный безлимитный на метро стоит 1710 руб., ТАТ — 840 руб., итого: 2550 руб.).

Билеты на наземный транспорт в цене почти не меняются.

Интересным вариантом для тех, кто пользуется и наземным транспортом, и метро, может стать билет «90 минут» (если, конечно, поездки на автобусах из-за пробок не превратятся в лотерею). При покупке билета на 60 поездок стоимость одной (которая включает проход в метро и неограниченное количество проходов на наземный транспорт) обойдется пассажиру всего в 30 рублей (при покупке билета на одну поездку — в 50 рублей).

При использовании «Электронного кошелька» одна поездка на метро будет стоить 28 рублей, на ТАТ — 26 рублей, «90 минут» — 44 рубля.

Конфликт

«Мы считаем, что ситуация с прекращением продажи билетов на 1-2 поездки на метро прямо противоречит статье 16 Закона о защите прав потребителей о недопустимости навязывания платных услуг. Если человеку необходима одна поездка, нельзя заставлять его приобретать пять», — уверен юрист Общества защиты прав потребителей Андрей Семенов. Если ограничения, связанные с новым тарифным меню, вступят в силу, ОЗПП намерено обратиться в суд. Даже несмотря на то, что стоимость одной поездки можно «списать» с электронного кошелька. «Во-первых, никого нельзя обязать обзавестись электронным кошельком, а во-вторых, речь все равно идет о том, что вначале надо заплатить деньги (залог и первоначальный баланс.З.Б.), а потом их как-то компенсировать. Просто они решают свои проблемы, не считаясь с законом и за счет населения», — говорит Андрей Семенов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow