СюжетыПолитика

Политический кризис миновал

Магомедсалам Магомедов остается президентом Дагестана

Этот материал вышел в номере № 9 от 28 января 2013
Читать
Последние две недели Дагестан прожил в уверенности в предстоящей отставке Магомедсалама Магомедова с поста президента. Официально информацию об отставке никто не озвучивал, а чиновники, отвечающие за информационную политику в республике, до сих пор упрямо утверждают, что подобные слухи — плод воображения жадных до сенсаций федеральных журналистов.

Последние две недели Дагестан прожил в уверенности в предстоящей отставке Магомедсалама Магомедова с поста президента. Официально информацию об отставке никто не озвучивал, а чиновники, отвечающие за информационную политику в республике, до сих пор упрямо утверждают, что подобные слухи — плод воображения жадных до сенсаций федеральных журналистов.

«По моим данным, разговоры о предполагаемой отставке Магомедсалама Магомедова имели под собой реальную почву, — рассказал «Новой» авторитетный политик и общественный деятель, руководитель Дагестанского гражданского союза Сулайман Уладиев. — К Магомедсаламу в администрации президента накопилось немало претензий, их и озвучил Володин, попросив уйти. И нет ничего удивительного в том, что официальные лица молчали. Никто не знал, что говорить. Такой растерянности я не помню даже в 99-м году (год вторжения Басаева в Дагестан.И. Г.)».

В Москву вылетел целый десант республиканских чиновников — «на переговоры», — и каждый час поступала новая информация. С утра могло прийти известие о том, что «снимают всю тройку: президента, премьера и спикера», и праздник наступал в домах и офисах чиновников, отодвинутых Магомедсаламом от власти. Днем «давали отбой», якобы «Сечин резко против отставки» — и уже магомедовские чиновники начинали ходить гоголем. Но к вечеру опять становилось ясно, что окончательно еще ничего не решено.

И так каждый день. В такой ситуации не выдержали нервы у дагестанских чиновников. И 23 января (в день, когда президент вылетел в Москву с «рабочим визитом») они устроили флешмоб «возмущенных».

«Это был политический кризис, — рассказал «Новой» глава комитета по межнациональным и религиозным отношениям Народного собрания Камиль Давдиев. — Нам как депутатам каждую минуту звонили избиратели и спрашивали, что происходит, а в регионах главам приходилось еще сложнее. Что нам было отвечать? Поэтому мы потребовали официального разъяснения. Мы хотели созвать внеочередную сессию и принять обращение к Владимиру Путину в поддержку нашего президента. Даже если сторожа увольняют, его предупреждают заранее и говорят, в чем причина такого решения. А тут полнейшая неясность».

Подавляющее большинство депутатов Народного собрания и руководителей муниципалитетов (в республике 52 муниципальных образования и 90 депутатов Народного собрания) с самого раннего утра собрались в Доме правительства в центре Махачкалы и до позднего вечера переходили из кабинета в кабинет. В напряжении ждали ответа, меняется власть или нет. Свое раздражение депутаты периодически выказывали единственному доступному на тот момент представителю центра, присутствовавшему в здании правительства — федеральному инспектору ЮФО в Дагестане Василию Колесникову.

«Я как депутат и житель республики не вижу оснований для отставки Магомедова, — уверял меня Давдиев. — Объективно говоря, у федерального центра нет повода для его отставки. По социально-экономическому развитию за последнее время Дагестан вышел на лидирующие позиции среди республик Кавказа. У нас снизился уровень экстремизма, хотя напрямую президент не может на это влиять. Мы стали привлекать инвестиции. Да и среди высших эшелонов власти установился баланс, нет острого противостояния. Я второй срок в парламенте, а такой консолидации республиканских элит еще не видел. Чтобы все стихийно собрались и так яростно выступали в защиту президента».

«В так называемой консолидации ничего удивительного нет, — говорит Сулайман Уладиев. — Дагестанские верхи традиционно ориентированы только на личный интерес. Они будут поддерживать кого угодно, хоть китайца, лишь бы ничего не угрожало их благосостоянию. А отставка Магомедова неизбежно привела бы к ротации кадров».

Надо сказать, что сам Магомедсалам Магомедов все две недели держался спокойно и проводил встречи в «рабочем режиме». Источники «Новой» утверждали: «Магомедов не подаст в отставку, если Путин лично не скажет ему об этом». А Путин молчал. В итоге 23 января Магомедов вылетел в Москву и вечером встретился с Путиным.

«Все, Путин дал добро работать дальше, — торжественно сообщил мне по телефону знакомый из ближайшего окружения Магомедова. — Кризис миновал». Хотя официально ни Москва, ни Дагестан не подтверждают факт встречи.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow