СюжетыПолитика

Рамазан АБДУЛАТИПОВ: «Я знал о перспективе своего назначения еще с осени 1994 года»

Смена власти в Дагестане состоялась, но почему именно таким образом?

Этот материал вышел в номере № 10 от 30 января 2013
Читать
«В среду в Махачкале на сессии Народного собрания полпред в СКФО Александр Хлопонин официально представит депутатам и членам правительства Республики Дагестан ВРИО президента экс-депутата Госдумы Рамазана Абдулатипова», — заявил «Новой» теперь уже и.о. начальника пресс-службы администрации президента Дагестана Зубайру Зубайруев...

«Сегодня в Махачкале на сессии Народного собрания полпред в СКФО Александр Хлопонин официально представит депутатам и членам правительства Республики Дагестан временно исполняющего обязанности президента экс-депутата Госдумы Рамазана Абдулатипова», — заявил «Новой» теперь уже и.о. начальника пресс-службы администрации президента Дагестана Зубайру Зубайруев.

По словам пресс-секретаря бывшего президента Расула Хайбуллаева, «Магомедсалам Магомедов принял решение о своей досрочной отставке на прошлой неделе в связи с предложением занять вышестоящую должность в администрации президента РФ». Магомедов уже четвертый заместитель главы президентской администрации Сергея Иванова

Указ Владимира Путина о назначении Рамазана Абдулатипова и.о. президента Дагестана был опубликован в понедельник, 28 января. Судя по настрою, Абдулатипов нацелен не только на временный срок правления (по новому законодательству выборы главы республики должны состояться в единый день голосования 15 сентября этого года).

«Я знал о перспективе своего назначения еще с осени 1994 года, — заявил «Новой» сам Рамазан Абдулатипов. — Всякий раз, когда в моей республике происходило что-нибудь серьезное, обращались ко мне за консультациями. Поэтому в этот раз обращение ко мне не стало для меня сюрпризом. Мы изменим ситуацию в Дагестане».

Первым делом и.о. президента, по его словам, отправит в отставку правительство республики и назначит нового премьера. С юридической точки зрения, он может и не делать этого, однако, согласно существующему неформальному национальному квотированию (Дагестан самый многонациональный регион нашей страны), пост президента и премьера не могут занимать представители одной национальности (Абдулатипов и нынешний премьер Абдуллаев — аварцы). Также открыт вопрос и о смене действующего спикера парламента.

Последние 20 лет Рамазан Абдулатипов не жил в родной республике, он занимал федеральные посты: сенатора, посла в Таджикистане, депутата Госдумы. «С одной стороны, этот фактор поможет ему навести порядок во власти, в 90-х он не участвовал в дележе собственности и сфер влияния между кланами, — полагает руководитель «Общественного гражданского союза» Сулайман Уладиев. — Однако столь долгая оторванность от дагестанских реалий может сыграть с ним злую шутку. Любые его решения могут быть парализованы негласным саботажем влиятельных глав республиканских регионов. Так же Рамазан Гаджимурадович далек от тонкостей религиозных отношений в республике. А это сегодня один из самых острых вопросов, от которого зависит мир в республике».

Рамазан Абдулатипов уже озвучил основные проблемы, с которыми намерен бороться: клановость, коррупция, безработица, экстремизм и религиозная нетерпимость.

«Бандитское подполье в республике финансируется в том числе и за счет коррупционных денег. Не секрет, что многие должности в республике продаются. И с этими людьми надо вести жесткую борьбу». «Если человек крадет, он будет освобожден с поста. Это касается всех». «Я уже договариваюсь о продвижении инвестиционных проектов и создании новых рабочих мест».«У нас нет ни ваххабитов, ни салафитов, ни еще кого-либо там ни было. Есть мусульмане. Если человек хочет следовать своему пониманию религии, ради бога. Пусть он молится, как он хочет, пусть соблюдает обычаи, как он хочет. Главное, чтобы он был гражданином, поведение которого не противоречит законам и Конституции страны, а остальное — полная свобода».

Смена власти в Дагестане состоялась, но вопрос, почему именно таким образом, по-прежнему висит в воздухе. Чем оправдан подобный стиль принятия решений, при котором самый напряженный регион страны более двух недель пребывал в неопределенности, питаясь слухами и домыслами (первая информация о грядущей отставке появилась еще 16 января)?

Политолог Евгений Минченко считает, что процедура смены власти прошла вполне нормально и имидж центра не пострадал. «Довольно часто бывает, что решение по отставке главы региона де-факто принято, но не озвучивается некоторое время, Кремль просто выжидает удобного момента объявить о ней, как было с последними отставками ряда губернаторов-единороссов, которые провалили выборы в Госдуму у себя в регионах. Прежде чем выбор падет на ту или иную кандидатуру, проходит этап согласований и консультаций между всеми региональными группами влияния. Элиты должны достичь консенсуса, а он по определению не может быть достигнут в публичном поле. Необходимо время для закулисного «торга»».

С ним не согласен сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, кавказовед Ахмет Ярлыкапов. «Кулуарный междусобойчик, который мы наблюдали последние несколько недель при отставке Магомедова, не вписывается ни в одну цивилизованную систему принятия политических решений, особенно в таком сложном регионе, как Дагестан, где решения должны приниматься прозрачно и молниеносно, — считает Ярлыкапов. — Впечатление такое, что был сознательно дан люфт времени для возможности получения откатов всеми заинтересованными лицами, ведь меняется не только президент, пройдет обязательная ротация всего кадрового состава. По крайней мере, именно в этом ключе рассуждает весь Дагестан, что подрывает авторитет ставленников центра в частности и федеральной власти в целом».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow