РасследованияПолитика

«Покойный, разъясняю вам ваши права»

За что на самом деле будут судить Сергея Магнитского

Этот материал вышел в номере № 10 от 30 января 2013
Читать
За что на самом деле будут судить Сергея Магнитского

Этот процесс — инфернальный: скамья подсудимых будет пуста. Один обвиняемый — покойник, второй — вне пределов России. «Реальными» будут только прокуроры, судья и секретарь. Ну и, конечно, потерпевшие из налоговой да свидетели — но только со стороны обвинения. Кто знает, может, будут давать показания в таком суде и следователи Карпов с Сильченко, и опер Кузнецов, и «потерпевшая» экс-чиновница налоговой Степанова с мужем, и уголовники-рецидивисты Хлебников с Маркеловым… Время покажет, до 18 февраля осталось немного — в этот день сорванные дважды предварительные слушания по делу Сергея Магнитского и руководителя Hermitage Capital Билла Браудера состоятся уж точно. «Срывали» слушания адвокаты обвиняемых, которые не являются на заседания, категорически отказываясь участвовать в таком процессе. В итоге 28 января суд постановил: теперь адвокаты у отсутствующих, в том числе и по причине смерти, обвиняемых будут по назначению.

Трудно, конечно, поверить в то, что этот процесс станет попыткой «разобраться в происходившем вокруг фонда Hermitage Capital», о чем говорил в Давосе иностранным журналистам премьер Медведев. С учетом того, что в Давосе он вообще отзывался о Магнитском и Браудере исключительно в обвинительно-пропагандистском ключе («Они зарабатывали миллиарды долларов, торгуя российскими активами. Когда были обнаружены их мошеннические действия, они заняли политическую позицию»), то его «разобраться» — скорее издевка, чем даже пустая формальность.

«Разбираться» суд, конечно, будет, но, скорее всего, ровно так же, как все эти 6 лет правоохранительные органы «разбирались» с Hermitage Capital. Потому что никто в этом процессе не будет задаваться вопросами о судьбе 5,4 млрд бюджетных рублей, украденных чиновниками, ментами и уголовниками. И судить будут не их, а Сергея Магнитского, который, может, и «не борец за правду», как уверяет мировую общественность Медведев, но если бы не он, то мы бы никогда не узнали о том, что у нас из-под носа уводят деньги.

Складывается впечатление, что многие комментаторы, в том числе и премьер, вообще просто не в курсе, какова фабула процесса, который вскоре начнется в Тверском суде Москвы. Предполагаю, что разъяснять суть вещей не спешат намеренно. Повторю еще раз: к хищению 5,4 млрд это разбирательство будет иметь лишь опосредованное отношение. Поскольку суд при пустой скамье подсудимых — точно такая же «тепловая ракета», с помощью которой попытаются «закрыть тему» в общественном сознании, как и суд-фарс над единственным обвиняемым в смерти юриста Магнитского — бывшим замначальника Бутырки Кратовым.

Да, дело, что будет рассматриваться в Тверском суде, — то самое, из-за которого сидел в тюрьме Магнитский. Только касается оно давнишних обвинений главы Hermitage Браудера в уклонении от налогов. Эти обвинения 2004 года выпуска в свое время закончились ничем — дела были закрыты за отсутствием состава преступления, но срочно реанимированы в феврале 2008 года следователем Карповым, вылетевшим для этого в Элисту в сопровождении трех оперативников из подразделения Артема Кузнецова. За один световой день отменяются два постановления о прекращении уголовных дел, возобновляется следствие, а Браудер объявляется в розыск. И делается это как раз в тот самый момент, когда Магнитский и другие адвокаты Hermitage заваливают следственные органы заявлениями о преступлении и бьются с мошенниками в судах. Именно к этому старому делу и прицепят Магнитского, который к калмыцким компаниям Браудера непосредственного отношения не имел. И не надо быть чьим-то сторонником или противником, чтобы понимать: нанятого Браудером юриста Магнитского посадили не за уход от налогов, а чтобы заткнулся, перестал писать жалобы, перечисляя имена, фамилии и номера банковских счетов настоящих преступников.

Вот именно эту старую ветошь, очевидно, все же чем-то дополненную, и тащат сейчас в Тверской суд, выдавая за процесс по «делу Магнитского». А настоящее уголовное дело по факту кражи из бюджета 5,4 млрд рублей уже давно закрыто и сдано в архив. Денег никто не нашел, в тюрьме оказались лишь два уголовника, на чьи паспорта были зарегистрированы фирмы, участвовавшие в афере. Их судили особым порядком — без изучения доказательств и без свидетелей, о судьбе пропавших миллиардов у них никто не поинтересовался, а налоговые инспекции, подписавшие документы, на основании которых были украдены деньги, считались в том суде потерпевшими. Да, сотрудники МВД публично обвиняли в краже этих денег самого Магнитского, однако вряд ли они рискнут вновь открыть следствие ради подтверждения своих инвектив — слишком многое тогда прояснится.

Таким образом, инфернальный процесс над Магнитским — не просто пощечина мировому общественному мнению, но и логичная часть той самой «операции прикрытия» вывода денег из бюджета, которая продолжается и по сей день.

А от суда не стоит ждать откровений. Тем более что судья Игорь Алисов сам уже засветился в «деле Магнитского». В 2011 году именно он вынес удивительно мягкий приговор уголовнику Вячеславу Хлебникову, на чье имя была переоформлена одна из компаний Hermitagе, через которые и выводились 5,4 миллиарда рублей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow