СюжетыОбщество

Собеседник на пиру

27 января 2013 года на 74-м году из жизни ушел Николай Львович ПОБОЛЬ

Этот материал вышел в номере № 10 от 30 января 2013
Читать
27 января 2013 года на 74-м году из жизни ушел Николай Львович ПОБОЛЬ
Изображение

Вот неполный перечень его душевно-телесных привязанностей: водолазное дело, горный сплав на плотах, геофизика, полярная авиация. Колина трудовая книжка — увлекательное чтение: в бесчисленных работах, экспедициях и отпусках было что-то и от бродяжьего принципа «перекати-поле», но особенно хорошо он знал Север, Дальний Восток, Кольский полуостров, Саяны, Грузию.

Его дружбу и общество ценили Михаил Светлов и Рувим Фраерман, Аркадий Штейнберг и Семен Липкин, Владимир Яковлев и Александр Морозов. А уж как он сам ценил дружеское общение и застолье, бывшие неотъемлемой частью Колиного образа: «Его призвали всеблагие / Как собеседника на пир…»

Его натуральная жизненная философия — она же жизненная практика: «Жизнь прекрасна, и ей надо радоваться» — была столь же оптимистической, сколь и конформистской. Но у него был редчайший талант извлекать корни радости и красоты бытия из самых невероятных ситуаций. В сочетании с природным обаянием и живым юмором такое жизнелюбие делало Колю на редкость желанным собеседником. Легкий и теплый, согревающий и мирящий других человек — он был мостиком между людьми.

Неудивительно, что судьба одарила его и «легкой рукой». Найти в фонде конвойных войск РГВА нужный тебе эшелон — ничуть не проще, чем иголку в стоге сена. А Коля нашел искомое — «мандельштамовский эшелон» 1938 года — и буквально со второй попытки! Он же фактически первым из сторонних читателей увидел в Военно-медицинском музее потрясающие записки еврея-зондеркомандовца Залмана Градовского, закопанные им в пепел и землю возле четвертого крематория в Биркенау.

И это далеко не единственное, что Коля находил в архивах. Его влекла не только жажда информации, но и сам азарт ее поиска. Из архивно-издательских проектов с Колиным участием особо выделю три: книги «Сталинские депортации. 1918—1953» и «Вайнахский этнос и имперская власть», и рубрику «Ваши документы!» в «Новой газете» в 2009—2010 годах. Здесь выходили и другие его материалы, в том числе и в составе книги «Слово и «Дело» Осипа Мандельштама». Он дружил с «Новой газетой» и как читатель идентифицировал себя именно с ней.

Быть читателем, в особенности читателем поэзии, — в сущности, и было главным Колиным призванием. Читал он даже не охотно, а жадно: внутри у него всегда была настроена система строгих эстетических и исторических критериев, позволявшая точно и тонко реагировать на прочитанное. Мембраной этой системы был для него Осип Мандельштам, чьи стихи он знал наизусть и мог читать их часами, как, впрочем, и стихи многих других поэтов. Коля стоял у истоков Мандельштамовского общества, был членом его совета и неизменным участником почти всех его заседаний и дискуссий, душой и инициатором всех пиров и посиделок в честь поэта. В обществе хранится собранная им специфическая коллекция — бутылки ото всех напитков, упомянутых Осипом Эмильевичем в стихах и прозе.

Коля, насколько нам, друзьям, будет тебя не хватать…

Павел ПОЛЯН

P.S.«Новая газета» скорбит вместе с близкими нашего постоянного автора и верного друга.

Сообщаем, что прощание с Николаем Поболем состоится в четверг, 31 января, в 10.30, в конференц-зале Международного Мемориала (ул. Каретный ряд, дом 5/10).

Похороны — на Пятницком кладбище в 13.00 (Дроболитейный пер., 5, строение 3).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow