СюжетыПолитика

ВМС Нигерии напали на Россию

Почему инцидент в Гвинейском заливе, стоивший свободы 15 россиянам, не воспринимается как угроза национальной безопасности?

Этот материал вышел в номере № 11 от 1 февраля 2013
Читать
Почему инцидент в Гвинейском заливе, стоивший свободы 15 россиянам, не воспринимается как угроза национальной безопасности?
Изображение

Драматическая история российского охранного судна Myre Seadiver тянется вот уже три месяца. 15 человек — экипаж и сотрудники охранного агентства — продолжают пребывать в тюрьме города Лагос (Нигерия) в ожидании окончания «следствия» по их «делу». Понятия «следствие» и «дело» приходится брать в кавычки, поскольку в нормальной стране они означают, что было совершено какое-то правонарушение, в случае же с Myre Seadiver вообще никакого правонарушения не было. А присутствует лишь откровенный шантаж, если не вымогательство.

Чтобы разобраться в случившемся, надо пояснить, почему судно Myre Seadiver — охранное, каким образом у него на борту оказалось оружие и зачем его занесло в воды Нигерии.

…Даже у берегов Сомали, где действия военных ряда стран, пытавшихся обуздать пиратство, практически ничем и никем не контролировались, с морскими бандитами справиться так и не удалось. Более-менее защитить торговые суда от нападений смогли лишь частные охранные агентства, размещавшие своих вооруженных сотрудников на борту судов, следовавших опасными водами.

И хорошо, что были эти охранники, но «вмешалась» правовая коллизия. Целый ряд стран к вооруженной охране на судах относится спокойно — например, Шри-Ланка, а вот Индия, ОАЭ или ЮАР видят в 4-5 карабинах или автоматах, опечатанных в специальном помещении на время нахождения судна в их водах, угрозу своей национальной безопасности. Да и целый ряд стран-флагов (то есть государств, под чьими флагами работают суда) также запрещает оружие на борту. Правда, судовладельцам и экипажам их мнение совершенно неинтересно — кто там будет в океане проверять… Поэтому многие нарушали и будут нарушать законы, чтобы обезопасить суда от риска захвата.

Почувствовав спрос, частные охранные агентства стали обзаводиться собственными флотами, состоящими, как правило, из бывших рыболовных или шельфовых судов, способных длительное время находиться в море. Их переделывают в охранные: обустраивают помещения для оружия и сотрудников, оснащают парой-тройкой скоростных лодок типа «Зодиак».

Эти суда — базы. С них охрана доставляется на борт торговых судов и после прохождения опасных вод туда же и возвращается. Таким образом, юридическая проблема оружия на борту полностью отпадает, так как охранные суда работают исключительно в нейтральных водах.

И тут нужно понимать, что подобная схема — всего лишь ответ на бессилие мирового сообщества, неспособного защитить мирные суда от пиратов, и отсутствие какой-либо международной правовой базы, легализующей и регулирующей оружие и частную охрану на судах.

Однако морские разбойники водятся не только в водах Сомали. В последнее время активизировались пираты Гвинейского залива, отличающиеся особой жестокостью и склонностью к насилию. Пираты Гвинейского залива не могут, подобно сомалийским собратьям, захватывать суда и держать их где-то, требуя выкуп в том числе и за «железо», — в странах Гвинейского залива все-таки есть власть. Поэтому тамошние пираты нападают на суда с целью грабежа экипажа и грузов, а также, чтобы захватить заложников — европейцев, и очень часто российских и украинских моряков.

Есть и еще различия. Если сомалийские пираты нападают на суда, проходящие мимо и не имеющие отношения к Сомали, то суда в Гвинейском заливе либо постоянно работают во внутренних водах сопредельных стран, либо идут в порты стран залива. То есть подпадают под законы и требования этих государств, которые запрещают как раз таки и оружие на борту, и частную, нелицензированную местными властями охрану. Получение же лицензий по причине коррупции крайне затруднено. Таким образом, единственным способом обеспечить охрану судов остается использование охранных плавучих баз, крейсирующих в нейтральных водах.

Вот именно для этого и пришло в Гвинейский залив охранное судно Myre Seadiver, принадлежащее частному российскому охранному агентству, которое давно и успешно осуществляет защиту танкеров компании Совкомфлот (СКФ) в Аденском заливе и Индийском океане. Бывшее шельфовое судно-спасатель Myre Seadiver было приобретено агентством в начале 2012 года, переоборудовано под охранное на одном из заводов Калининградской области, и в июне 2012 года вышло из Балтийска и проследовало в Аденский залив.

Затем было принято решение передислоцировать Myre Seadiver в Гвинейский залив как наиболее опасный и часто посещаемый танкерами СКФ и других российских судовладельцев. По пути Myre Seadiver зашло в порт Толиара (Мадагаскар) для приема топлива и воды. Никаких проблем с властями по поводу оружия на борту не было, потому что оно сопровождалось всеми необходимыми документами, а охранное агентство Moran Security Group имеет все необходимые сертификаты и лицензии и исключительно положительную репутацию (см. справку «Новой»).

После планировался заход в Лагос (Нигерия) для загрузки топлива, мелкого ремонта и смены части экипажа. Назначенный агентством лицензированный нигерийский судовой агент запросил все требуемые документы, в том числе на оружие, своевременно их получил и заверил, что никаких проблем не будет. Судно приходит на рейд Лагос и обычным порядком оформляется властями. Претензий ни у кого нет, с документами и судном все в порядке. Myre Seadiver принимает топливо, делает ремонт и меняет часть экипажа — никаких ЧП и повышенного интереса властей.

Но как только 20 октября прошлого года судно собирается выходить в море, его задерживают военно-морские силы Нигерии, которые в цивилизованных странах вообще не имеют права останавливать суда, оформленные соответствующими властями — то есть таможней, иммиграцией и карантинной службой, и уже тем более — их обыскивать.

Но ВМС этой африканской страны обыскали судно и обнаружили на Myre Seadiver оружие: 14 автоматов АК с 3643 патронами, 20 полуавтоматических винтовок Benelli MR1 с 4955 патронами — и поспешили заявить, что оно ввезено в страну незаконно и является угрозой национальной безопасности и суверенитету Нигерии.

Myre Seadiver переводят на базу ВМС и ставят к причалу, экипаж и сотрудники находятся под арестом на судне. ВМС Нигерии начинают собственное следствие. У них ничего не получается: оружие задекларировано, претензий к судну не было. МИД России делает все возможное, чтобы разоблачить фальшивку и урегулировать инцидент. Но ВМС не сдаются. В итоге военные моряки оказались сильнее прочих ветвей власти. И судовой агент, сказавший вначале на следствии правду, вдруг идет «с повинной» — он якобы солгал, никаких документов на самом деле не было. И полиция неожиданно обнаруживает — налицо угроза суверенитету страны и необходимо срочно спасать отечество.

Остается, правда, одно препятствие для триумфа нигерийской законности: у агентства, естественно, на руках все документы и все их копии, а МИД РФ подтверждает каждую бумажку и не дает властям Нигерии, ВМС и примкнувшей к ним полиции откровенно сфабриковать дело. Что делать?

Выход нашелся такой: 9 моряков и 6 охранников переводятся в тюрьму, видимо, с целью оказать дополнительное давление и на агентство, и на самих задержанных — авось удастся заставить оговорить себя.

Власти Нигерии рано или поздно, конечно, будут вынуждены пойти на попятную: у них нет улик, нет фактов, нет ничего, кроме череды нарушений своих собственных законов. Но как долго продлится процесс осознания и скрытых торгов, неизвестно, а наши люди тем временем сидят в нигерийской тюрьме. Для тех, кто не знает, Лагос — экваториальная зона с соответствующими температурой и влажностью. И вряд ли в нигерийских камерах установлены кондиционеры. А среди членов экипажа много людей уже в возрасте.

Зачем ВМС Нигерии все это понадобилось? Ответ очень прост. Они устраняют таким способом коммерческих конкурентов на рынке защиты судоходства. В Нигерии сложилась идеальная бизнес-схема по извлечению доходов из иностранных компаний. С одной стороны, бандиты и пираты — граждане Нигерии. С другой — иные граждане Нигерии, которые берутся защищать судоходство от своих же соотечественников. И ВМС предлагают иностранным судовладельцам платную охрану вплоть до персонального сопровождения судов большими кораблями, а не патрульными катерами. Только иностранцы не совсем доверяют местным охранникам и военным, которые (и тому есть свидетельства) «сдают» охраняемых бандитам (не бесплатно), чтобы потом доблестно освободить (за еще большие деньги).

А власти Нигерии охотно идут навстречу деловым интересам своих граждан, будь они бандиты или защитники от бандитов, делая все возможное, чтобы не допустить иностранцев на рынок охраны. Судьба Myre Seadiver должна в этой связи послужить своеобразным уроком всем прочим.

Myre Seadiver и его экипаж, конечно, вытащат, но дальше-то что? Для сведения: там, в Гвинейском заливе, постоянно работают сотни российских и украинских граждан. Вот я и не понимаю, почему, например, ситуация в Сирии относится к нашим национальным интересам, а беззаконие и насилие, царящие в Гвинейском заливе и Нигерии, не относятся, несмотря на то, что там работают наши люди и наши компании. Или защищать своих моряков не столь увлекательно, как чужих диктаторов?

Справка «Новой»

Агентство Moran Security Group — привилегированный член Ассоциации морских охранных агентств SAMI (Security Association for the Maritime Industry seasecurity.org), которая тесно сотрудничает с ООН, Международной морской организацией IMO и является единственной структурой в мире, которая разрабатывает стандарты и требования к охранным агентствам, работающим в сфере судоходства.

Под текст

В момент задержания охранного судна Myre Seadiver на его борту находились 15 человек. Восемь из них: Андрей Желязков (1959 г.р.), Василий Чичканов (1963 г.р.), Александр Корнилов (1980 г.р.), Павел Мишин (1981 г.р.), Сергей Савченко (1976 г.р.), Николай Барановский (1962 г.р.), Игорь Варлыгин (1964 г.р.) и Алексей Лопатин (1975 г.р.) — члены экипажа. Еще 7 человек — сотрудники компании Moran Security Group, которой принадлежит судно, их имена пока не разглашаются.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow