СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 11 от 1 февраля 2013
Читать

Театральный триптих «Язык. Дневник путешествующих»задуман и воплощен композитором-авангардистом Ираидой Юсуповой и Лабораторий исследования игровых структур «Театрика» как мистерия языка, на котором разговаривают персонажи — звери, птицы, люди, дети, адские существа. Вавилонского столпотворения при этом не происходит. Напротив, возникает устойчивая театральная форма, которая последовательно проводит зрителя через разные — языческие — формы диалога. 2 февраля в 20.00 в Центре дизайна ArtPlayбудет показана первая часть триптиха — медиаопера «Арфистки в аду» по мотивам ни много ни мало «Фауста» Гете, в которой приняли участие театр буто (направления в японском танце) OddDance и творческая группа Tesla FX и смешались древние ритуалы, классическое оперное пение, какофония десятков пианино, видеоарт и современная хореография. Две другие части триптиха состоятся днем позже, 3 февраля. В 20.00 это будет мистерия-балет «Разговор животных» с участием ансамбля Дмитрия Покровского и ансамбля исторического танца Time Of Dance, а также с гаданием, ряжением и хороводами. А в 21.00 начнется показ фильма «Птицы» (Хичкок ни при чем), действие в котором разворачивается на вымышленном несуществующем языке, представляющем собой смесь редких, древних, искусственно сконструированных и сымпровизированных языков, а также фрагментов языков опознаваемых. Каждый зритель поймет фильм по-своему, а то, что останется непонятым, создатели предлагают взять с собой в виде красивой тайны.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 7.

Хараача, ынаа и другие интересные штуки

«Что мы знаем о Туве? Ничего, и то не все». Не в рифму, зато правда. Республика Тува обычно если и фигурирует в массмедиа, то, как правило, в качество одного из самых неблагополучных регионов современной России. Но только этим, к счастью, дело не ограничивается, что наглядно демонстрирует проходящая в Музее Москвы этнографическая выставка «Традиционная культура и быт тувинцев». Более трехсот подлинных предметов обихода и произведений народного искусства из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр позволяют до определенной степени проникнуть в самобытный мир жителей Тувы. Среди экспонатов, например, есть часть юрты с убранством. Это вам не унылые (в смысловом отношении) квадратные метры городской квартиры, но миниатюрная копия окружающего мира, в котором отражены все элементы природы: дымовое отверстие (хараача) — солнце, палки (ынаа) — солнечные лучи, решетчатые стены (хана) — горы и хребты… Или вот оригинальная камнерезная скульптура малой формы из чонар-даша (агальматолита), которая давно стала «визитной карточкой» Тувы наряду с шаманизмом и горловым пением. В общем, есть чем расширить кругозор.

Зубовский бульвар, 2 (вход с Остоженки).До 1 апреля

Веллер в «Гнезде»

«Литература — это главное в твоей жизни, облеченное в слова. Эти слова не обязаны быть изящными — они обязаны быть честными и точными», — убежден Михаил Веллер, писатель, публицист, философ, чей творческий вечер «Почем счастье и зачем искусство» состоится 2 февраля в клубе «Гнездо глухаря». Точность и гибкость стиля, неожиданность сюжетов и свой особый взгляд на историю — все это будет присутствовать, надо думать, и в беседе с публикой.

Цветной бульвар, 30.Начало в 20.00

Сладкая жизнь

О чем вы думаете, когда смотрите на кусочек рафинада на краю чайного блюдца? Кураторы галереи «Ковчег»думают о выставке. Целый спектр «периферийных», но неизбежных для отечественного искусства ХХ века тем и сюжетов, будь то еда, курение, отдых у воды или обстоятельства форс-мажора, уже были освоены в цикле показов, условно именуемом «Обиняки». Сахар и его производные явно заждались — и дождались — своей очереди: сегодня в галерее открылась экспозиция «Сладкая жизнь», исследующая неистощимое богатство интерпретация «сладости» — от буквального гастрономического вкуса до вкуса эстетического, причем и в положительном, и в отрицательном смыслах, от сахара в крови до феллиниевских коннотаций, от городских легенд (как, например, та, про покончившего с собой изобретателя разовой упаковки песка) до баек про сахар в качестве предохранителя в донных минах. Всё в визуальных материалах разных жанров, видов и эпох — от произведений живописи до конфетных фантиков, от винтажных фотокарточек до рекламных листков. И кстати, где сахар, там и чай: сюжет чаепития с участием сахара, десертов и ваз с апельсинами тоже наличествует. Выставка открыта с 11.00 до 21.00 ежедневно, кроме понедельника.

Ул. Немчинова, 12.До 3 марта

Литературно-музыкальный спектакль «Я искала тебя»Нины Шацкой и Ольги Кабо — дань преклонения двум женщинам, матери и дочери: Марине Цветаевой и Ариадне Эфрон. Таланты и судьбы их уникальны: огромный дар слова — и столь же огромные испытания и муки. В спектакле звучат стихи Цветаевой и фрагменты из дневников и писем Эфрон. Но режиссер Юлия Жженова выстроила его так, что идет не просто череда писем и музыки, стихов и песен, а складывается диалог, который ведут мать и дочь. Вся трагедия их жизни — переезды, эмиграция, возвращение, ссылки, одиночество — все это есть в постановке, которую сопровождает Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки. 2 февраля в Светлановском зале Дома музыки.

Космодамианская наб., 52, стр. 8.Начало в 19.00

Фигура умолчания

Культурно-образовательный проект «Эшколот» продолжает представлять в Москве еврейскую культуру в ее интеллектуальном измерении. На этот раз профессор Берлинского университета Таль Илан прочтет в кафе-клубеLadyJaneмини-курс, посвященный женщине в мужском Талмуде. А она там — всегда аномалия. Простое упоминание о ней грозит скандалом. Каждое следующее поколение мудрецов считает предыдущее слишком фривольным в этом отношении. То, что для учителя еще приемлемо, для ученика уже немыслимо. Фигура женщины в талмудических текстах эволюционирует всегда лишь в одном направлении — умолчания и вытеснения. Начало семинаров: 2 февраля — в 20.00, 3 февраля — в 15.00.

Театральный проезд, 3, стр. 3

Представив в прошлом году большую часть своего нового цикла «Военные куплеты», отметив на календаре юбилеи альбомов «Пыль на ботинках» (25 лет), «И-и раз!..» (20 лет) и «Герань» (10 лет), один из лучших отечественных коллективов —«Вежливый отказ»— возвращается к выступлениям малым составом, впервые опробованным пару лет назад. Еще в 1990-е годы, выступая в маленьких московских клубах, группа пробовала сжиматься до трио без ударных. Но в то время общий уровень музыкальной подготовки, по мнению лидера «Вежливого отказа» Романа Суслова, недотягивал. Но даже теперь, когда уровень музыкантов явно вырос, они ощущают, что делать камерную программу сложно. Для акустического концерта 6 февраля на сцене клуба «Март» музыкальные партии принципиально не менялись; жесткого отбора песен тоже не было. И хотя формально ничего, кроме вычета двух инструментов и смены некоторых аранжировок, не изменилось, песни слушаются совершенно иначе. «Важно просто поменять взгляд, нужен другой ракурс».

Ул. Петровка, 25, стр. 1.Начало в 21.00

Хотя пик популярности американского вокального коллектива BoyzIIMenдавно позади, этот квартет, десять лет назад вынужденно ставший трио, остается одним из лучших в R’n’B, сохраняя узнаваемую манеру исполнения и верность — в разумных пределах — классическому мотауновскому звучанию. Большой успех пришел к ним в первой половине 1990-х с прорывной и надолго поселившейся в чартах романтической балладой EndoftheRoad. Еще несколько крупных хитов, сотрудничество со знаковым продюсером Бэйбифейсом, множество музыкальных наград, впрочем, не спасли группу от охлаждения интереса капризной публики — уже в 2000-е BoyzIIMenперебивались сладкими кавер-версиями чужих шлягеров. Они-то вперемешку с лучшими хитами группы, выпущенными, к слову, отдельной пластинкой 2011 году, составят сет-лист концерта в Крокус Сити Холле 6 февраля. Хорошие вокальные партии гарантированы.

МВЦ «Крокус Экспо», пав. №3.Начало в 20.00

Конкурс «Серебряная камера»более десяти лет проводится среди профессионалов и любителей фотографии, мэтров и, так сказать, начинающих, по трем номинациям — «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». В этом году из девяти тысяч работы для конкурсной экспозиции в галерее Царской башни Казанского вокзала было отобрано 250 снимков, документирующих и иллюстрирующих то, как меняется Москва и москвичи, события и явления столичной жизни. В 2012 году в объективы попали массовые протестные акции, историческая реконструкция Бородинского сражения, матч за звание чемпиона мира по шахматам, обновленный парк Горького, катки как одно из главных городских развлечений и многое другое. Победителя будет выбирать специальное жюри, но в конкурсе есть и Приз зрительских симпатий.

Комсомольская площадь, 2.До 24 февраля

Cиняя скрипка с красным подбородником, демократичный костюм, венчающийся неизменной банданой, раскованное, разрушающее все стереотипы поведение на сцене… Экстравагантный облик и эпатажность манер отнюдь не мешают известному чешскому виртуозу Павлу Шпорцлу искренне любить и блистательно исполнять классические шедевры. Однако академической музыкой круг его пристрастий вовсе не ограничивается: в репертуаре скрипача присутствует целая россыпь жанров и стилей, среди которых особое место занимают джаз и цыганский фольклор. К последнему «рокер классической музыки» обратился не без влияния знаменитого словацкого ансамбля Romano Stilo, с которым сотрудничает уже несколько лет. Вместе Павел Шпорцл и Romano Stilo реализуют проект «европейской цыганщины» Gipsy Way — записали диск с зажигательными композициями чешских, венгерских, словацких и румынских цыган, а на концертах потчуют публику игривым экзотическим коктейлем из этники, переложений классики и джазовых стандартов. Убедитесь 6 февраля в Камерном зале Дома музыки.

Космодамианская наб., 52, стр. 8.Начало в 19.00

Королевы оперы. Королева Герзмава

7 февраляблистательная Хибла Герзмава сольным концертом на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко продолжит фестиваль «Королевы оперы». Примадонна театра, приглашенная звезда «Метрополитен-опера», Королевского театра «Ковент-Гарден», Римской и Баварской государственных опер и попросту одна из лучших «моцартовских» певиц современности, Герзмава представит арии из опер западноевропейских композиторов вместе с маэстро Марко Армильято за дирижерским пультом. Последний, к слову, впервые будет работать в России. Концерт пройдет при участии оркестра и хора театра.

Ул. Большая Дмитровка, 17.Начало в 19.00

Схемы жизненных форм

«Азой — период истории Земли, когда живое, машинное и культурное еще не распалось на отдельные способы существования. Эту точку срастания я пытаюсь найти в современной реальности. Моя задача — составлять перечень «нечеловеков», химер, чудовищ, которые когда-то первыми населяли наш мир, а теперь возвращаются в него. Взгляд западного человека сначала видел автономные сферы деятельности и автономных субъектов, затем — сетевые структуры. Сейчас мы рискуем упустить момент, когда в нашей горизонтальной децентрированности сгустятся новые действующие лица — уже не люди. Я пытаюсь обнаружить этих существ двумя способами: первый — вычленить их из структуры повседневной реальности; второй — выдумать, сконструировать этих существ». Вот так неслабо может «задвинуть» молодой воронежский художник Илья Долгов, чью персональную выставку «Азой»«Галерея 21» откроет вечером 7 февраля в Зоологическом музее. По словам организаторов, выбор в пользу действующего музея, а не пространства галереи, был сознательным, так как Долгов, говорят, «работает на стыке науки и современного искусства». «Научные» изыскания художника можно увидеть, начиная с 28 января.

Ул. Большая Никитская, 6.До 10 марта

7 февраляв российский прокат выходит новая экранизация знаменитого романа Виктора Гюго «Отверженные». На этот раз режиссер Том Хупер, автор трехлетней давности великолепной картины «Король говорит» с Колином Фертом, превратил эпопею про Жана Вальжана в драматический мюзикл. Точнее, он слегка драматизировал средствами кинематографа поп-оперу Клод-Мишеля Шонберга и Элейн Бублиль, премьера которой состоялась в Париже еще в 1980-м. Вальжана, в разные годы имевшего лица Жана Габена и Лино Вентуры, Жан-Поля Бельмондо и свежеиспеченного россиянина Жерара Депардье, на этот раз сыграл Хью Джекман. Кроме него, на экране появляются Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй и Аманда Сайфред. Тэглайн фильма: «Борьба. Мечта. Надежда. Любовь».

Фотография будущего

Традиционно считается, что фотография имеет отношение скорее к настоящему и прошлому, чем к будущему, поэтому стремление «запечатлеть будущее» — это своеобразный вызов. Задача фотографа зачастую сложнее задачи художника, который отражает наиболее яркие или значимые стороны настоящего. Фотограф же, нажимая на кнопку, должен представить, что произойдет спустя несколько секунд — когда опустится затвор. Продумывая кадр, он всегда пытается предугадать следующий миг. Насколько предлагаемый художником образ будущего вообще является релевантным в мире, где каждый пользователь сети сам производит и распространяет свои образы? Участники выставки «Фотография будущего», открывающейся 7 февраля в Государственном центре современного искусства, — немецкие и российские фотохудожники пытаются на это ответить с помощью современных медиатехнологий.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2.До 10 марта

АНТИ/СОВЕТЧИК

— Я бы всех позвала гулять — ходить на лыжах в Измайловском парке, Сокольниках, Царицыно, Кусково, Коломенском и в лесу на даче; кататься на санках и ледянках с горок и на коньках. Прекрасный каток в этом году на Патриарших: нет музыки и проката коньков, и поэтому нет толпы — хорошая альтернатива тем, кто хочет спокойно покататься. Но если хочется музыки и веселой толкотни, то это в парк Горького или Сокольники.

После катка здорово сходить поесть пирогов в «Штолле». Впрочем, можно взять их с собой, на вынос, и пообедать ими дома. Еще люблю столовые и забегаловки. Люблю «хлопнуть» водки и занюхать черным хлебом с селедочкой. Это можно сделать любой рюмочной центра. Два таких заведения, например, есть на Большой Никитской. Эх, сама, правда, уже сто лет так не делала!

Потанцевать и посмотреть на красивых людей можно в LadyJane. Когда там проходят тусовки «It's a mod thing»сообщества шестидесятников, московских модов, глаз невозможно оторвать от людей, одетых в винтажные костюмы и профессионально танцующих. Просто гости из машины времени. А еще там можно заказать острую тайскую еду, цыпленка и ориентальные супы.

Не советую ходить ночью по безлюдным улицам, а также напиваться, а то есть шанс потерять вещи, замерзнуть или, не дай бог, еще чего хуже. И очень не советую стоять в очередях в музеи, особенно зимой! Мы со Степой Лукьяновым, арт-директором нашего музея, чтобы этого избежать, ходим или в будни, или на открытия. Но некоторые музеи и выставочные залы сейчас перешли на удобное для работающих людей время. Например, «Манеж» и «Малый Манеж» работают каждый день до 22.00.

А у Московского музея современного искусства в Москве четыре здания, и во всех часто проходят хорошие выставки. Вот и сейчас в филиале на Петровке идет выставка «Избранное. Из собрания ММСИ».

Всегда получаю удовольствие от галереи «Проун» на «Винзаводе». 9 февраля там открывается выставка «Синева иных пространств: Метафизика синего цвета в искусстве XIX–XXIвеков». А рядом расположено кафе «Хитрые люди». Там маленький зал, очень уютно и нельзя курить. Вкусные блюда для вегетарианцев, например, баклажаны с рисом и свежие карпаччо из рыбы. Цены вполне нормальные.

Интересная выставка «Все на продажу! История русской вывески» откроется в «Малом Манеже» 12 февраля. Мне как дизайнеру и всем моим коллегам, безусловно, интересна эта экспозиция: хочется увидеть уникальные вывески, узнать историю развития вывесочного жанра. Скажем, мало кто знает, что вывески в какой-то мере были предтечами плакатного искусства.

И еще я советую всем ходить в Музей дизайна. Выставка, посвященная истории международного авангарда, откроется в «Манеже» в апреле. А пока я с коллегами готовлю серию лекций о дизайне, которая начнется в конце февраля.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow