СюжетыОбщество

Копты в Москве

Беженцы из Египта поселились в приемной «Гражданского содействия»

Этот материал вышел в номере № 12 от 4 февраля 2013
Читать
В маленькой приемной «Гражданского содействия» последние три дня живет большая коптская семья с библейской фамилией Михаил. Они беженцы из египетского города Мерса-Матрух. Копты — это арабы-христиане. Рассказывают, как на родине их стали преследовать за веру. Друг-христианин вызвался помочь, заплатил деньги за оформление российской визы. Что будет в России, семья не представляла

В маленькой приемной «Гражданского содействия» последние три дня живет большая коптская семья с библейской фамилией Михаил. Они беженцы из египетского города Мерса-Матрух.

Копты — это арабы-христиане. Рассказывают, как на родине их стали преследовать за веру. После прихода к власти «Братьев-мусульман» на семью Михаил посыпались угрозы. Друг-христианин вызвался помочь, заплатил деньги за оформление российской визы. Что будет в России, семья не представляла, положившись на друга: «Если бы он сказал ехать в Африку, тоже поехали бы».

Семья приехала в Москву, рассудив, что в столице скорее помогут. Денег не было, куда идти, не знали. «Приезжающие думают, что у нас, как в Европе: достаточно на границе сказать «азуль» («убежище».Н. З. ), и они будут переправлены в центр для беженцев, будут накормлены и с крышей над головой», — объясняет глава организации Светлана Ганнушкина.

…Когда наступила ночь, чтобы не замерзнуть, эмигранты зашли в вестибюль метро. Выручила семью незнакомая женщина по имени Карина, рассказывает один из братьев, немного говорящий по-английски. Он объяснил ей бедственное положение семьи, и москвичка взяла женщин с детьми к себе домой, а на следующее утро отвела всех в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Оттуда направили мигрантов к своим партнерам — «Гражданскому содействию».

Сейчас в комнатке, где из мебели только стулья, сидят десять человек. В углу кучей сложены спортивные сумки с одеждой. Бегают дети — они сохраняют беспечность.

«Мы не можем превратить офис в ночлежку, но не можем и выставить людей на улицу», — говорят в «Гражданском содействии».

Комитет «Гражданское содействие» — старейшая в России организация, занимающаяся беженцами. Именно через нее проходили потоки вынужденных переселенцев во время армяно-азербайджанского конфликта, чеченских и грузинских войн. Сейчас за помощью обращаются египтяне, африканцы, сирийцы. Многие переселенцы находят помощь у диаспор — в частности, сирийцам помогают их соотечественники, приехавшие в Россию ранее, учившиеся и работающие здесь. Помогает приют «Незнайка» для женщин, попавших в трудную ситуацию. Руководитель приюта Сапар Кульянов берет к себе иностранные семьи вместе с мужьями и отцами. Нескольких человек временно селила у себя заместитель руководителя «Гражданского содействия» Елена Буртина. В офисе кроме семьи Михаил сейчас живет молодой суданец, а также гражданин Ирака — он заболел и лежал в кабинете врача, а в пятницу его забрала «скорая». Африканцу Валдезги, пока он ждет переселения по линии УВКБ ООН, «Гражданское содействие» оплачивает жилье. Но денег на всех, кто обратился, у организации нет. По уму — без помощи государственных органов не обойтись.

Три российских лагеря, где те, у кого нет в России жилья и возможности работать, могут дождаться решения своей судьбы, находятся в ведении Федеральной миграционной службы — она же решает, кому дать убежище в России. Впрочем, по информации «Гражданского содействия», на всю Россию сейчас всего 814 человек обладают статусом беженца. Ясно, что везет немногим. Как рассказала Ганнушкина, работает в полную силу только один из трех центров для соискателей убежища — в городе Очер Пермского края. «Для сравнения: в маленькой Польше — 11 таких центров», — продолжает она.

«В европейских странах человек, попросивший убежища, сразу попадает в систему, — сказали «Новой» в российском отделении УВКБ ООН. — Надеемся, что в России тоже так будет. На отладку этой системы требуются годы».

«Гражданское содействие» существует на пожертвования и гранты. «Мы не можем сказать, что у нас плохое финансовое положение. Но у нас сейчас нет проекта на денежную помощь приехавшим людям, да и деньги на подобные проекты спонсоры дают неохотно, ведь это не ведет к развитию: деньги проели, и ничего не изменилось, — пояснила заместитель главы «ГС» Елена Буртина».

В лучшем случае семью Михаил ожидает отправка в лагерь в Пермский край, где иностранцев хотя бы содержат. Перспективы полноценной жизни с работой и обустройством пока не просматриваются.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow