КолонкаПолитика

Китайская любовь

Что жители Поднебесной нашли в Алексисе де Токвиле

Этот материал вышел в номере № 15 от 11 февраля 2013
Читать
Что жители Поднебесной нашли в Алексисе де Токвиле

На китайской версии «Амазона» эта книга помечена как «популярная». С 1992 года переиздавалась десять раз, в этом месяце вышла вновь, сразу в двух издательствах. И вы не поверите: речь об Алексисе де Токвиле, «Старый режим и революция», 1856 год.

Китайцы — народ весьма читающий, но — детективы, вампиры, свои, в переводе… Недавно я наткнулся на список их бестселлеров: знакомые названия, все как у людей (американских в том числе). С небольшой странностью: очень любят японцев, знают их. И это далеко не только Мураками. Тиражи — сотни тысяч экземпляров.

В этом смысле Токвиль в Китае, конечно, не бестселлер, это — для больших городов, университетов, исследовательских центров…

Но тем не менее — читают. О чем эта книга? Автору было интересно, что пошло не так. Ведь учреждения старого режима менялись по всей Европе, и только во Франции они почему-то довели дело до революции, которая привела к еще большим репрессиям, чем при аристократии. А до того Токвиль — сам настоящий аристократ, из лучших семей, пострадавших от якобинского террора, — написал одну из первых в мире книг по американской демократии. Где есть хорошая мысль о том, что демократии бывают разные, в зависимости от внутренней конструкции общества, — бывают деспотичные, бывают гуманные.

Но чем он зацепил китайцев? Да пожалуйста: «Китайские читатели проводят параллели между темой книги и сегодняшними реальностями страны… Китай мог бы извлечь уроки из французской революции… страна должна быть готова к подъемам и спадам в своей трансформации».

Думаете, откуда цитата? А из сообщения агентства Синьхуа о том, как высказываются критики, в том числе экономисты и социологи, по поводу очередного переиздания Токвиля. С именами говорящих и подробностями.

Собственно, тут главное. Потому что я собирался написать не о Токвиле, а о гласности — как признаке здоровья общества. Китайцы уже много лет как все читают, обсуждают, в том числе и возможность революции, если «старый» (нынешний) режим ошибется. И это главная причина, по которой я не верю в эту самую революцию. Не верю в многочисленные, в том числе в виде книг, предсказания краха Китая. То есть понятно, что авторам очень хочется, чтобы он рухнул. Но китайцам-то не хочется. И они на эту тему говорят — на экспертных конференциях, в интернете, в государственных СМИ. (Если кто не знает: в Китае есть и частные, таковых много.)

И наоборот: если в каком-то обществе вдруг запрещено или просто становится невозможно говорить некоторые вещи вслух — жди беды.

Те из нас, кто еще застал товарища Брежнева, помнят, о чем тогда нельзя было говорить (в смысле — официально). Список запретов был бесконечен. Не говорили о технологических катастрофах; о том, что в Афганистане — настоящая война; о Гришке Распутине нельзя было снимать кино (об этом говорил Элем Климов, автор «Агонии»). Распутин наводил на неправильные мысли…

Запрещают — официально или нет — то, чего боятся. А раз боятся, то «оно» опасно и может победить. Кстати, то была первая мысль, которая пришла мне в голову в 1990-е, когда я столкнулся с расцветавшей в США и заражавшей Европу политкорректностью: знаем мы эту корректность. У нас она называлась социалистической идеологией. А раз так, то у них что-то будет. И я оказался прав: кризис в западное общество пришел, и он далеко не только финансовый, и далек от завершения.

Тоталитарным — то есть когда слова не скажешь — китайское общество было разве в конце 1960-х — в 1970-х, лет пятнадцать. А сейчас… Вы говорите, интернет в Китае не свободен? А вы почитайте. Блокируются там в основном зарубежные сайты, откровенно занятые «сменой режима», хотя бывает всякое. Но полмиллиарда пользователей никакой режим не заткнет. Вот режим этот и обсуждает публично сам что угодно, включая необходимость публикации данных об имуществе крупных чиновников. Новый лидер Си Цзиньпин демократично расхаживает в рубашке без галстука и напоминает, что власть должна сидеть «в клетке из ограничений» (по части роскоши и вообще поведения). Интересно, читал ли он Токвиля?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow