СюжетыКультура

На красные башни родного Содома

«Идеальный муж» Константина Богомолова в МХТ

Этот материал вышел в номере № 17 от 15 февраля 2013
Читать
«Идеальный муж» Константина Богомолова в МХТ: главное зрительское ощущение от длинного действа с замечательными актерами… ну будто на тебя книжная полка упала. А сам ты грохнулся при этом на телепульт
Изображение

Премьера — громкая. Спектакль идет четыре с половиной часа. На сцене: Роза Хайруллина, Марина Зудина, Дарья Мороз, Сергей Чонишвили, Александр Семчев, Алексей Кравченко. В главной роли Игорь Миркубанов: ведущий актер театра «Гешер», Чацкий в спектакле Ю.П. Любимова 2007 года. В МХТ Миркурбанов играет впервые.

Главное зрительское ощущение от длинного действа с замечательными актерами… ну будто на тебя книжная полка упала. А сам ты грохнулся при этом на телепульт.

И зомбоящик — размером ровно с зеркало сцены Московского Художественного театра — запел, закувыркался, заулюлюкал, показал звезд, моралистов, отцов отечества. А ты сидишь, онемевший и ушибленный. А ящик начинает сам себя нервно переключать.

Текст и сюжет спектакля Богомолова сколочены из обломков комедии Уайльда, «Портрета Дориана Грея», «Фауста», «Ромео и Джульетты», «Трех сестер», из песен советских композиторов, из песен постсоветских патриотов (и они куда страшней!), из рекламных роликов жилого комплекса «Легенда Цветного» (с Наоми Кемпбелл, только-только из джакузи, томно приникшей к окну пентхауса), и рекламных роликов майонеза «Курочка Ряба» (с актером Художественного театра Михаилом Пореченковым, уписывающим за обе щеки этот натуральный продукт).

Зачем на сцене надобны «Фауст», «Дориан Грей», пародирующая оного «Дориана Грея»; совершенно безумная история об усыновленном поп-звездой и одаренном красным «Феррари» сироте Васе, полюбившем актрису Машу Сидорову (Роза Хайруллина) семидесяти лет, зачем нужна в спектакле смерть оной Маши Сидоровой под венцом от разрыва сердца — и смерть «последнего русского интеллигента» (в исполнении той же Розы Хайруллиной) под песню Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона»; зачем нужны на сцене минимум два с половиной из четырех с половиной часов действа — неведомо. Разве что для пущей оторопи партера.

Если же этот клубок побочных линий отбросить (что «в реале» зрителю сделать не удастся) — останется яркий, грубый, предельно злой и точный фарс про веселую жизнь Москвы-2012. «Идеальный муж» начинается концертом в Кремле Лорда, звезды русского шансона и бывшего киллера (Игорь Миркурбанов). Наглая, задушевная, липкая и сладкая, как дешевая помада, пошлятина, перемежаемая патриотическими взвизгами про Отечественную войну и лепетом про Господа и семейные ценности, — узнаваема до непереносимости. Три грудастые красотки — Ольга (из Ростова) — Ирина (из Минска) — Маша (из Гжели) — на подпевках усиливают эффект узнавания. Друг-министр (Алексей Кравченко), молодой интеллектуальный батюшка с узнаваемым именем отец Артемий (Максим Матвеев), папа-ветеран (Александр Семчев) составляют свиту Лорда. Реплика Уайльда «Если человек не может… разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто» работает в полную силу. Переход старых хитов про «белую березу» в магаданский шансон выглядит вполне органично. «Папа взял Берлин, а я — Кремль!» — ликует Лорд, любимец страны. Взгляд «на красные башни родного Содома» (А.Ахматова) — самое сильное в спектакле.

Дело даже не в истории беззаветной голубой любви поп-звезды и министра. Не в битве роковой миссис Чивли (Марина Зудина) и жены министра Гертруды (Дарья Мороз) за большой откат. Бьют подробности: расхлябанные штаны олимпийской сборной РФ от «Боско ди Чильеджи» на всех персонажах фарса — от светских дам до мафиозных «шестерок». Татушка во всю грудь со словом «Россия» и красными крылышками этой самой олимпийской формы — на бюсте у Гертруды. Наоми Кемпбелл в московском шоколаде и Пореченков в народном майонезе. «Идеальный муж» (как и почти все спектакли Константина Богомолова) походит на необъятный коллаж. Сильнее всего в данном коллаже действуют именно куски, с мясом выдранные из реальности Москвы-2012: вот усыновляемый Лордом (под деловитые вопросы чиновницы: «Вам мальчиков или девочек?») сирота Вася поет фальцетом «С чего начинается Родина? С церквушки над тихой рекой» в новейшей версии отца Артемия Владимирова. Текст абсолютно подлинный. Изначально переслащенный до фальши, до пародии — со сцены МХТ он звучит убийственно. Органичный микст гламура, уголовщины, бесстыжего патриотического сюсюканья и псевдоправославия зол и точен.

Но в условия наших игр это входит так же органично, как все, выплеснутое на сцену.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow