КолонкаПолитика

Налоговая контрреформа и как с ней бороться

Третья статья из серии «Правовая декларация российского бизнеса»

Этот материал вышел в номере № 18 от 18 февраля 2013
Читать
То, что происходит с системой налогов сейчас, можно назвать ползучей налоговой контрреформой. Ее последствие — размывание четкой системы налогов, когда гражданам и организациям становится сложно понять, какие налоги они должны платить, по каким правилам, кто их может контролировать, как и за что наказывать
Изображение

Для любого бизнеса налоги — это всегда расходы. Рачительный хозяин должен заботиться о сокращении расходов. Налоги — не исключение. Другое дело, что без расходов вообще бизнеса не бывает. И в стремлении их сократить главное — не погубить сам бизнес. При этом не важно, чем предопределены расходы, — собственно производственной необходимостью в сырье, материалах, услугах и т.д. или требованиями законодательства: последствия неразумного сокращения расходов одинаково губительны.

Границы дозволенного поведения в отношении налогов устанавливает государство. Для бизнеса самое главное — не величина подати, а определенность и устойчивость правил игры. Для того чтобы можно было планировать финансовые результаты своего труда и не попадать в зависимость от «толкователей» правил, законы о налогах должны быть четкими, понятными, стабильными.

Основа для выполнения этих требований — строгая кодификация налогового законодательства.

В ходе налоговой реформы, проводимой с конца 90-х годов, было последовательно сокращено количество налогов, налоги были кодифицированы, то есть объединены в Налоговый кодекс. Это позволило обеспечить и главное требование ст. 57 Конституции — установление налога только законом.

Сегодня мы наблюдаем обратные процессы — происходит постепенная декодификация налогов.

Так, в 2004 году из кодекса исключена таможенная пошлина.

В 2006 году Конституционный суд РФ допустил взимание целевого налога, не предусмотренного Налоговым кодексом, — обязательных отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания.

С 2010 года единый социальный налог был переименован в страховые взносы, и искусственно выведен из-под действия Налогового кодекса. Это привело к снижению качества нормативного регулирования. В новом законе о страховых взносах, например, нет положений о принципах обложения и действии законов во времени — этот нормативный акт можно назвать самым беспринципным налоговым законом. Необдуманность нововведения привела и к потерям государства, так как в спешке забыли установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов.

Появилось большое количество сборов в «натуральной» форме. К таким можно отнести, например, передачу муниципальным образованиям построенных компаниями объектов инженерной, социальной, коммунальной инфраструктуры, а также части квартир в построенных жилых домах. Подобные обременения являются фискальными сборами, поскольку служат одним из условий выдачи властями разрешения на строительство или условием иного юридически значимого действия.

Все чаще появляются и новые налоги, устанавливаемые в завуалированной форме.

При этом в нарушение 57 статьи Конституции налоги и сборы устанавливаются не законами, а подзаконными актами. Один из первых примеров — «налог на копирование аудио- и видеофайлов», введенный постановлением правительства от 14.10.2010 № 829. Платят его производители и импортеры оборудования и материальных носителей (компьютеров, мобильных телефонов, плееров, дисков и т.п.) в размере 1% от суммы реализации или таможенной стоимости. В конечном итоге эти затраты ложатся на потребителей. Но собранные средства попадают не в бюджет, а, по сути, в частные руки — руководимую Н.С. Михалковым общественную организацию «Российский союз правообладателей», где и расходуются достаточно свободно.

Скрытый рост налоговой нагрузки касается не только бизнеса, но и граждан.

Совсем недавно Жилищный кодекс дополнен положением об обязательной плате за капитальный ремонт, которую обязаны вносить собственники помещений. Она вносится ежемесячно помимо платы за содержание и ремонт, а ее размер устанавливается органами местного самоуправления или субъектами Российской Федерации.

Этот платеж и по форме установления, и по механизму взимания очень похож на местный целевой налог: собственники помещений в жилых домах вовсе не участвуют в установлении платежей на ремонт своей же собственности (что само по себе нонсенс).

Возникает множество вопросов: законность установления платы жилищным, а не налоговым законодательством, допустимые меры принуждения к уплате, ответственность за неплатежи.

То, что происходит с системой налогов сейчас, можно назвать ползучей налоговой контрреформой.

Ее последствие — размывание четкой системы налогов, когда гражданам и организациям становится сложно понять, какие налоги они должны платить, по каким правилам, кто их может контролировать, как и за что наказывать. Нарушается и конституционный принцип разделения властей, подрываются исторические основы парламентаризма и одно из его главных предназначений — устанавливать налоги.

Необходимо провести инвентаризацию платежей налогового характера всех уровней независимо от их названия, поступления в бюджеты и других несущественных признаков. С учетом распространения практики установления скрытых налогов и сборов следует урегулировать их перечень и принципы взимания в Налоговом кодексе РФ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow