СюжетыПолитика

Кого и зачем лечил Доктор?

Путин не ошибся, сняв со всех постов Ахмеда Билалова. Просто дело было не в трамплине

Этот материал вышел в номере № 20 от 22 февраля 2013
Читать
Путин не ошибся, сняв со всех постов Ахмеда Билалова. Просто дело было не в трамплине. «Новая газета» берется утверждать: под прикрытием тщательно спланированной инсценировки, показанной по всем каналам ТВ, один бизнес-клан нанес удар по другому. Ну это как с авторучкой олигарха Дерипаски…
Изображение

Все мы помним «товарища Билалова», уволенного со всех постов (вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа»). И все это после того, как Владимиру Путину доложили о том, что сдача объекта «Горная карусель», который строит ОАО «Красная Поляна», просрочена на два с лишним года, а смета увеличилась с 1,2 млрд до 8 млрд рублей.

Но при чем здесь Ахмед Билалов, если акционер «Красной Поляны»* не он, а его младший брат — Магомед, который, как свидетельствуют очевидцы, был во время разноса неподалеку от высокой комиссии? СМИ и блоги взорвались новостью: «доктор» ошибся адресом — Путин просто перепутал и снял «со всех постов», как было сказано в сообщениях, совсем не того.

«Новая газета» берется утверждать: никакой ошибки не было — под прикрытием тщательно спланированной инсценировки, показанной по всем каналам ТВ, один бизнес-клан нанес удар по другому. Ну это как с авторучкой олигарха Дерипаски…

Действительные же причины опалы Ахмеда Билалова стоит рассматривать на трех уровнях: федеральном, краевом и сочинском. Итак, федеральный. По мнению экспертов, Ахмед Билалов мог включиться в борьбу за ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Росспиртпром», да и госкомпания «Курорты Северного Кавказа», где он был председателем совета директоров с января 2011 года, от приватизации не застрахована.

При этом Ахмед Билалов в прекрасных отношениях с российским вице-премьером Аркадием Дворковичем. Его называли даже главным претендентом на пока еще не существующую должность министра по туризму в кабинете Дмитрия Медведева.

В этой связи вполне логично, что ростом влияния и амбиций Билаловых и их родственников весьма не довольны группы интересов, оппонирующие правительственным и околоправительственным «либералам».

Теперь о том, что происходило на уровне краевом. В 2007 году Ахмед Билалов стал вице-спикером Законодательного собрания Краснодарского края. К этому времени он уже имел отношение к краевым предприятиям теплоэнергетического комплекса: Независимая энергосбытовая компания (НЭСК), «Краснодартеплоэнерго», Южная газовая компания, а также коммунальные активы в Сочи (о них — позже). Кубанский губернатор Ткачев Ахмеду Гаджиевичу всячески покровительствовал. К примеру, Кубань потребляет около 13 млрд киловатт-часов электроэнергии. Из них около 5,5 млрд вырабатывает край, а остальные закупаются извне. Почему недостающее электричество покупалось через фирмы Билалова, причем по высоким ценам, остается только гадать.

Похожая ситуация с газом. Его годовое потребление в крае составляет около 8,5 млрд кубометров. Из них 6,5 млрд поставляются из Поволжья и Сибири. Часть этих объемов закупалась через фирмы, которые контролировал Ахмед Билалов. Но есть примечательный факт: разведанные запасы газа составляют в Краснодарском крае 316 млрд кубометров. И если бы Кубань добывала собственный газ, он стоил бы в 3—6 раз дешевле покупного, при этом обеспечивая регион на десятилетия вперед. Почему край этого не делал, обеспечивая прибыль Билалову, — нужно спросить у кубанского губернатора.

Впрочем, кубанский вице-губернатор Александр Ремезков был Ахмеду Билалову тоже не чужим. И вышло так, что компания «ТЭПЭК — Тепловые сети», которую Ахмед контролировал со своим родным братом Магомедом Билаловым, стала контролировать теплосети в 24 городах края. Деньги с населения фирма собирала, но до поставщиков воды и газа они странным образом не доходили. В итоге компания «Краснодаррегионгаз» лишилась 200 млн рублей. Билаловская контора «ТЭПЭК — Тепловые сети» быстренько признала себя банкротом, а ее долги почему-то были переложены на бюджет края.

Теперь про деятельность господина Билалова в городе Сочи. Одно время под негласным патронатом Ахмеда Гаджиевича были сочинский мэр Владимир Афанасенков и вице-мэр Алексей Агафонов. Потом Агафонов двинул в вице-губернаторы, что было Билалову на руку (этой весной Агафонов был уволен). В 2006 году активы муниципального предприятия «Сочитеплоэнерго» оказались в аренде у билаловской компании «ТЭПЭК». Два года «ТЭПЭК» свободно пользовалась муниципальным имуществом. И хотя действительность ее договора аренды с сочинской администрацией, как и законность правоотношений с обслуживающими организациями, никто не проверял, компания успешно собирала плату с горожан.

Вышло так, что под Ахмедом Билаловым оказалось и предприятие «Сочиводоканал», и управляющая компания «Сочиграндстрой», собиравшая коммунальные платежи. Осенью 2008 года приключилась весьма странная история. Поставщикам электроэнергии не дошло аж 280 миллионов рублей, уплаченных сочинцами. Сочи был вынужден резко сократить использование электроэнергии, в жилом секторе стали периодически отключать свет. Судьба этих денег лично мне неизвестна. Но то, что социальная напряженность в Сочи стала расти, — это факт бесспорный. Тем более что коммунальные тарифы в самом южном городе страны запросто переплюнут Север.

Конечно, олимпийская стройка в Красной Поляне отстала от графика. И Ахмед Билалов, возможно, не самый крайний. Но за его обширной деятельностью Москва наблюдала давно и внимательно. И сейчас самый удобный момент слегка притормозить Ахмеда Билалова.

*ОАО «Красная Поляна», попавшее в центр этой истории, — государственно-частное предприятие: 56,8% акций принадлежит дочерней компании Сбербанка, а миноритарным акционером является Магомед Билалов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow