СюжетыПолитика

Подземная битва

Столичные чиновники взялись за владельцев палаток в переходах

Этот материал вышел в номере № 20 от 22 февраля 2013
Читать
Столичные чиновники взялись за владельцев палаток в переходах

Скоро многие жители столицы не смогут ничего купить по дороге домой в привычном и недорогом ларьке. Вопреки заявлениям мэра Собянина, в городе незаметно для рядовых москвичей началось наступление на их права: управляющие от имени города компании решили повысить арендную плату за палатки в подземных переходах в разы. Никто из работающих в «подуличном пространстве» экспедиторов, водителей, охранников и продавцов теперь не знает, будет ли у него работа завтра.

В подземном пространстве столицы два арендодателя — ГУП «Московский метрополитен» и ГБУ «Гормост». Оба учреждения с начала этого года подняли арендные ставки для малого бизнеса. Но если «Метрополитен» держит их в разумных пределах, то «Гормост» увеличил аренду площадей под ларьки и магазинчики в 16-18 раз безо всякого дифференцирования.

Об этом рассказал председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по развитию оптовой и розничной торговли Михаил Мандалян, сам арендующий площадь у «Гормоста»: «Если раньше за свой павильончик в 27 метров я платил в месяц 50 236 рублей, то сейчас получил уведомление на 528 000 тысяч! А сколько это будет в год?! Палата просто завалена обращениями арендаторов о подобных уведомлениях!»

При этом чиновники «Гормоста» не видят разницы между подземным переходом на Тверской и в Бирюлеве. Понятно, что станет с балансирующим на грани выживания малым бизнесом. Его выдавливают из города, подставляя московские власти за полтора года до выборов в Мосгордуму: без работы останутся тысячи людей, а москвичи — без дешевых товаров.

Участник прошедшего круглого стола, председатель Комиссии по хозяйству и жилищной политике Мосгор-думы Степан Орлов заявил: «Действия «Гормоста» вызывают серьезную тревогу. Я уверен, что большая часть арендаторов не выдержит повышения в 18 раз. Они уйдут из подземных переходов, забрав имущество, что у них на балансе. Бюджет ничего не получит, месяцами будут идти разбирательства. Все объекты будут демонтированы. В подземных переходах снизится безопасность. И вместо дохода в бюджет город получит убыток».

На недавнем круглом столе в МТПП напомнили, что когда Правительство Москвы начало борьбу за эстетичный вид московских улиц, оно выпустило наделавшее немало бед постановление №26-ПП. Его на себе прочувствовали все представители малой торговли. Ситуация с палатками в находящихся в собственности города подземных переходах сложилась по-другому.

Законодатели не прописали для них четких правил существования, указав, что размещение киосков производится «на основании договора аренды и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством». Ныне действующие договоры аренды были заключены в 2008 году, но только в 2012-м были разработаны «Основные направления городской политики в области развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в подуличном пространстве». И 24 мая 2012 года Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы в соответствии с ними поручила договоры продлить до 2015 года: если киоски платят налоги и содержат переходы в хорошем состоянии, зачем их сносить?

Продление договоров до сих пор не состоялось. «Метрополитен» и «Гормост» ищут любые предлоги для отказа малым предприятиям в продлении аренды. Не повлияли на арендодателей наставления ни федеральной, ни местной антимонопольной службы, ни прокуратуры. На круглом столе «Гормост» и «Метрополитен» заявили, что договоры аренды перезаключать вообще не надо: большинство из них истекли, и по Гражданскому кодексу они автоматически переходят в разряд бессрочных.

Но бессрочный договор любая из сторон может расторгнуть без объяснения причин, уведомив за три месяца своего партнера. Чтобы закрыть киоск, оставив без заработка владельцев, а продавцов, уборщиков, охранников, водителей, экспедиторов — без работы, нужно лишь предупредить их об этом за три месяца. По факту складывается ситуация шантажа, позволяющая регулярно повышать ставки аренды. Понятно, что именно покупатели будут оплачивать аппетиты чиновников «Гормоста» — арендная плата входит в торговую надбавку на все продукты.

Опрошенные нами эксперты указывают, что действующий договор аренды – главный инструмент, позволяющий бизнесу планировать свою деятельность. О каком планировании можно говорить, если ему предлагают три месяца гарантированного существования? Поскольку оперативного комментария сотрудники «Гормоста» дать не смогли, газета направила им запрос.

Руководство страны регулярно напоминает избирателям о «социальной направленности» нашего государства, о развитии малого и среднего бизнеса, о создании привлекательного инвестиционного климата. Путин с Медведевым призывают превратить Москву в международный финансовый центр. Пока это слова. Фактом следует считать не лозунг мэра «Москва — для жизни, для людей», а значительное снижение расходов на «социалку» в бюджете столицы, из которой к тому же выдавливается малый бизнес.

Валерий ПОТАПОВ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow