СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 20 от 22 февраля 2013
Читать

Спектакль театра «oK/No» под руководством Надежды Илюхиной «Вас добавили в друзья» по скандальной пьесе Юрия Муравицкого «Одноклассники» не только про социальную сеть и не столько про потерянное поколение тридцатилетних, сколько про пустоту — откуда она берется; почему вроде бы успешные люди шагают из окна; кто такой «лузер» в нашем мире, насколько индивидуально это понятие. Но несмотря на серьезную тему, в спектакле очень много юмора, музыки, динамики, зритель является соучастником всего происходящего. В постановке сегодня вечером на сцене Театрального центра на Страстном заняты актеры Никита Моисеенко, Василий Аникин, Владимир Кочетыгов, Юлия Кузнецова, Ольга Лобаторина, Оксана Прудовская, Анна Сафронова, Владимир Шабасон.

Страстной бульвар, 8а. Начало в 19.00

Композитор Владимир Мартынов известен не только своим музыкальным творчеством, тяготеющим, вполне осознанно, к канону, мультимедийными проектами и инсталляциями, а также интереснейшими коллаборациями с Дмитрием Приговым и Львом Рубинштейном, группой «Аукцыон» в целом и Леонидом Федоровым в частности, но и своими замечательными книгами, такими как, скажем, «Конец времени композиторов» или «Время Алисы». 23 февраля, то есть завтра, в книжном магазине «Фаланстер» состоится встреча с Владимиром Мартыновым, приуроченная к выходу его новой книги «Книга книг», которая завершает цикл трактатов «Автоархеология». Автор рассматривает пространство и время современной культуры как эволюционный тупик, эпоху непрерывного потребления и пытается отыскать способ существования художника как человека, выстраивающего сакральное пространство и следующего в своем пути от слова к молчанию.

Малый Гнездниковский пер., 12/27. Начало в 20.00

Завершив этап своей музыкальной карьеры под названием «Ва-Банкъ», Александр Ф. Скляр пересел, как и несколько раньше Гарик Сукачев, в «поезд», который вполне можно было бы назвать «подворотня-рок», — эдакий замес классического русскорочного гитарного чёса с вывернутым наизнанку бардовским подходом к песне и дворовыми надрывами былых времен. Получается весьма харизматично. Доказательство — сольники Скляра пяти- и трехлетней давности «Песни моряков», на которых есть и драйв, и осмысленность, и, собственно, неплохие песни. 23 февраля Александр Ф. Скляр дает очередной акустический концерт в клубе «Гнездо глухаря» в составе с клавишником Александром Белоносовым и басистом Алексеем Рыславским. В программе — хиты «Ва-Банка», композиции с альбомов «Боцман и бродяга», записанного совместно с Сукачевым в середине 1990-х, и «Песни моряков», а также произведениями Утесова и, следует ожидать, Вертинского.

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

Кукольный Фонвизин

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой представляет 23 и 24 февраля премьеру детского спектакля «Ученье — свет» по мотивам фонвизинского «Недоросля». Автором постановки выступила Елена Трещинская, а в качестве актеров — она же и ее пятнадцать кукол. В пяти маленьких действиях кукольные комедианты разыграют события одного дня из жизни подмосковного поместья конца XVIII столетия. Помещики, крестьяне, дворяне и офицеры — таковы маски, которые участвуют в комической истории про молодого дворянина-недоучку Митрофанушку. Пьеса сокращена и адаптирована для современных школьников.

Ул. Б. Пироговская, 53/55. Начало спектаклей в 12.00

24 февраля в Нарышкинских палатах Высокопетровского монастыря — вечер струнных трио и дуэтов. В исполнении Московского ансамбля старинной музыки «Da camera e da chiesa» будут звучать: трио для двух скрипок и виолончели Йозефа Гайдна, трио для двух скрипок и виолончели Луиджи Боккерини и скрипичный дуэт Федериго Фиорилло. Ансамбль под руководством Виктора Фелицианта февральскими концертами открыл свой 18-й концертный сезон. Исполнительное кредо коллектива, созданного по прообразу придворных, светских, и церковных ансамблей, типичных для Европы и России XVII–XIX веков, — представление публике незаслуженно забытых или вовсе не исполнявшихся произведений.

Ул. Петровка, 28. Начало в 18.00

Есть женщины в русских…

В театре «Русский терем» — премьера сезона: 24 февраля на сцене спектакль «Одинокая квартира» по пьесе Константина Смольникова. В пространстве однокомнатной квартиры оказываются шесть женщин, каждая со своей судьбой и мечтами о счастье, чаяниями и желаниями. Зритель не видит их внутренний мир, не понимает их устремлений, но понимает, что они-то как раз — не осваивающие целину, не покоряющие космос, а близкие и родные — самые настоящие героини. Режиссер Сергей Астафьев в своей постановке преодолевает невидимый барьер в зрительском сознании, в обыденном находя пути к Богу, не меньше. И однако же «Одинокая квартира» — это комедия.

Костомаровский пер., 3, стр. 1. Начало в 18.00

Его бессмысленно представлять: как представить того, кто если не изобрел рок-н-ролл, то придумал звук рок-н-ролла в том виде, как мы его знаем, соединив «черный» блюз и «белое» кантри. «Если бы вы захотели назвать рок-н-ролл каким-нибудь именем, это был бы Чак Берри», — сказал Джон Леннон. «Есть только один настоящий король рок-н-ролла. Его зовут Чак Берри», — считал Стиви Уандер. «Я позаимствовал все аккорды, которые он когда-либо играл», — признавался Кит Ричардс. И то правда: не было бы Чака Берри — не было бы The Rolling Stones. И The Beatles тоже. (Хотя можно сказать и по-другому: без «британского вторжения» Чака Берри, возможно, забыли бы, но во многом благодаря тем же битлам и роллингам, которые в 1960-е сделали каверы на хиты Берри вроде Rock and Roll Music, Roll Over Beethoven и Johnny B Goode, рок-н-ролл окончательно завоевал мир.) Сегодня присутствие Чака Берри в западной массовой культуре всепроникающе: его песни стали стандартами, которые исполняли и продолжают исполнять чуть ли не все рок-группы мира — от Sex Pistols до Green Day. Гитарист AC/DC Энгус Янг позаимствовал у Чака его знаменитую «утиную походку» и скачет на одной ноге по стадионам, а для поколения 1990-х Чак Берри — автор песни, под которую танцуют Ума Турман и Джон Траволта в фильме «Криминальное чтиво». Но что самое поразительное, Мистер Рок-н-ролл жив и, несмотря на преклонный возраст, еще дает жару, в чем вы можете убедиться 24 февраля на концерте в клубе Arena Moscow.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 20.00

В январе «Другой театр» вернул на сцену легендарную пьесу Виктора Славкина «Серсо» — в редакции и постановке режиссера Владимира Агеева. 24 февраля на сцене ДК им. Зуева — второй премьерный показ. Первая постановка «Серсо» Анатолием Васильевым в 1985 году на Малой сцене Театра на Таганке стала едва ли не главным театральным событием 1980-х, закрывая целую эпоху: и в культуре, и — шире — в жизни всей страны. А пьеса Славкина стала, по сути, последней «советской пьесой». Герои пьесы, компания одиноких людей, «люди обочины», уходили от реалий тогдашней жизни в другую, «внутреннюю жизнь». Один из персонажей, сорокалетний инженер по прозвищу Петушок, получает в наследство дом и предлагает поселиться здесь «всем вместе». Идея вполне утопическая. Так в те годы уходили в андеграунд, создавая свою собственную среду, где можно было заниматься творчеством, читать хорошие книги и соскочить с той дистанции, по которой иные бежали всю жизнь, добиваясь усредненных успехов и усредненного благополучия. Но в итоге этот дом не достается никому… Почему? Потому что эти люди ничем в жизни не связаны. Потому что у современного человека нет корней, нет предков, нет родовых имений. Потому что вокруг была советская жизнь, главным чувством которой было чувство неверия — в страну, в Бога, в судьбу, в себя. Тотальное, поголовное, унизительное чувство неверия и невозможности чего-либо достичь и что-либо предпринять. Возможно, именно это кажется в пьесе актуальным сегодня.

Ул. Лесная, 18. Начало в 19.00

Внимание к одной из лучших теленовинок — французскому сериалу Les Revenants («Привидения»), или «На зов скорби» в русском переводе — привлекли шотландские пост-рокеры Mogwai, записавшие к сериалу саундтрек. В горном городке, над которым возвышается гигантская дамба, в один и тот же день люди разного возраста и из разных слоев общества пытаются вернуться к себе домой, полностью дезориентированные. Они еще не знают, что умерли много лет назад, что совсем не постарели и что их никто не ждет. Решив снова занять свое место в жизни, которого на самом деле больше не существует, они постепенно обнаруживают, что не единственные вернувшиеся и их возвращение сопровождается другими, все нарастающими странностями. Кино, как видно, про взаимоотношения живых и мертвых, подчас весьма напряженные — как сюжетно, так и в философском плане. Постоянно затянутое тучами небо кинокартинки и пассажи Mogwai нагнетают это напряжение просто прекрасно: альбом, официальный выход которого намечен на 25 февраля, составлен не столько из композиционно законченных инструментальных пьес, коими славятся шотландцы, сколько из музыкальных паттернов, призванных в нужном месте сгустить нужное настроение. Тут весь букет: скорбь, тоска, ностальгия по утраченному и пианистические фрагменты как обрывки не складывающихся в целое воспоминаний о прошлой жизни. Невольно морщишься только на предпоследней песне — именно песне, с вокалом. Понятно, что это жизнеутверждающее занудство в духе Боба Дилана — для титров в фильме, но пластинке как целостному произведению оно абсолютно чужеродно. В остальном же — безупречная работа.

PhotoСреда в «Братьях Люмьер»: Лев Мелихов

Начиная с января, в Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит новая образовательная программа PhotoСреда, которая в форматах семинаров, мастер-классов, творческих встреч, лекций и круглых столов знакомит любителей фотографии с фотографами, искусствоведами, преподавателями фотографии, юристами, психологами, создателями фотосайтов, фотомоделями и просто интересными людьми, не чуждыми фотографии. В ближайшую среду, 27 февраля, в Центре пройдет творческая встреча со Львом Мелиховым, снимавшим Солженицына и Окуджаву, Михаила Горбачева и Франсуазу Саган, Бориса Гребенщикова и еще многих «Знаковых фигур нашей эпохи» — такое название получил шеститомник работ фотографа, из которых на данный момент свет увидели два. Обладатель Гран-при Венецианской фотобиеннале, лауреат премии «Золотой глаз России», Мелихов — классик отечественной фотографии. В ходе двухчасовой встречи с ним, которая состоится в рамках выставки «Время колокольчиков», вы увидите работы мастера, не входившие в печатные издания, узнаете истории их создания да и просто познакомитесь с харизматичным человеком и уникальным фотографом. Стоимость билета включает в себя посещение текущих выставок Центра.

Болотная наб., 3, стр. 1. Начало в 19.00

Новое кино Австрии

Австрийский — как и любой национальный — киноландшафт многогранен. Самые знаменитые из австрийских кинематографистов, такие как Билли Уайлдер, Фред Циннеманн, Макс Штайнер, Эрих Корнгольд, Петер Циннер или Максимилиан Шелл, — обрели признание, будучи эмигрантами, покинувшими родину после 1938 года. Впрочем, сегодняшние мастера кино Вены и окрестностей успешно работают между китчем и печалью, высоким искусством и популярной комедией, стараясь соединить оба полюса. 27 февраля в кинотеатре «35 мм» стартует второй Фестиваль современного австрийского кино, который представит три магистральных направления этой яркой европейской кинематографии. На открытии режиссер Юлиан Пёльслер представит картину «Стена», гибрид хоррора и медитативного погружения в природу, получивший приз экуменического жюри «Берлинале». 28 февраля на экране «Вторая жена» Умута Дага, названная лучшим художественным фильмом на Международном кинофестивале в Хэмптоне, — о том, как, подобно многим европейским столицам, старая добрая Вена вальсов и кофеен неуклонно превращается в мультикультурный котел, прибежище мигрантов, несущих свои традиции и ритуалы, энергию и проблемы. 1 марта в программе фестиваля — вторая часть знаменитой трилогии Ульриха Зайдля «Рай» — «Рай: Вера», удостоенная специального приза жюри Венецианского кинофестиваля. А 2 марта — показы короткометражных фильмов.

Ул. Покровка, 47/24

«В истории нет другого гитариста, который так раздвинул бы представления о технических возможностях инструмента. Соединение стилей и манер в его игре попросту ошеломляет», — мнение Роберта Линча, много лет отдавшего изучению гитарного искусства, вряд ли существенно отличается от ощущений слушателей, которые попадут на концерт Эла Ди Меолы 1 марта в Светлановский зал Московского международного дома музыки. Поражающее мастерство плюс непринужденное смешение фьюжн, латино- и джипси-джаза, джаз-рока, в общем, тотальный стилевой беспредел (в хорошем смысле слова) — визитная карточка этого музыканта, одного из «большой тройки» (вместе с Джоном Маклафлином и Пако де Лусией), автора бессмертного «Солнечного танца Средиземноморья». Must-see без всяких сомнений.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow