РасследованияПолитика

УралВагонЗаказ

Целый вагон уголовных дел пытаются прицепить по заказу губернатора Свердловской области Куйвашева к журналистке Аксане Пановой. Местные власти ссылаются на Кремль, хотя Кремль категорически отказался участвовать в этом конфликте

Этот материал вышел в номере № 24 от 4 марта 2013
Читать
Целый вагон уголовных дел пытаются прицепить по заказу губернатора Свердловской области Куйвашева к журналистке Аксане Пановой. Местные власти ссылаются на Кремль, хотя Кремль категорически отказался участвовать в этом конфликте
Изображение

Евгений Куйвашев оставил должность мэра Тюмени и переехал в Екатеринбург в феврале 2011 года, когда его назначили заместителем полпреда президента России в Уральском федеральном округе (УФО). В заместителях он пробыл недолго, уже в сентябре 2011-го пошел на повышение и стал полпредом, а в мае 2012-го его назначили губернатором Свердловской области.

Еще два года назад эксперты вполне обоснованно предполагали, что работа в полпредстве для 40-летнего Куйвашева — промежуточная, что в Кремле его видят потенциальным губернатором одного из регионов УФО. После прогремевшей на всю страну истории бандитского нападения на Сагру посвященным в тайны российской кадровой политики стало очевидно, что тогдашний руководитель Свердловской области Александр Мишарин очень скоро освободит губернаторскую резиденцию.

По всей видимости, в конце осени 2011 года о готовящемся кадровом решении в числе первых стало известно и полпреду Евгению Куйвашеву. Именно тогда близкий к нему бизнесмен-энергетик Алексей Бобров начал переговоры о покупке самого известного и влиятельного регионального информационного агентства Ura.Ru с Аксаной Пановой — основателем и шеф-редактором агентства. В январе 2012 года сделка была завершена. 51% акций Ura.Ru приобрела австрийская компания «BF TEN» Holding GmbH». Договор купли-продажи подписали в Вене. Там же, в австрийской столице, был осуществлен и расчет, 5 млн долларов, в которые был оценен контрольный пакет акций агентства, австрийская компания перечислила на счет, специально открытый Пановой в одном из австрийских банков. По утверждению Пановой, все деньги за вычетом налогов до сих пор лежат на этом счету.

Справка «Новой»

По сведениям ИА «Европейско-Азиатские новости», сделка по приобретению контрольного пакета Ura.Ru была совершена в интересах бывшего гендиректора ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «Уральская энергетическая управляющая компания» Артема Бикова. Именно Биков вместе с Бобровым якобы контролируют кампанию «BF TEN» Holding GmbH». Артема Бикова и Алексея Боброва называют «спонсорами» Евгения Куйвашева. Правда, сам губернатор в июле прошлого года попытался откреститься от неформальных отношений с предпринимателями. Но сделал это крайне неуклюже, когда на одной из пресс-конференций заявил: «Я не виноват, что у них есть активы во всех регионах, где я работал. Где ни начнешь работать — Биков и Бобров там уже есть». Осенью 2012 Аксана Панова заявила, что в ходе переговоров Алексей Бобров говорил ей, что агентство Ura.Ru он приобретает по просьбе Евгения Куйвашева.

Изображение

На момент продажи контрольного пакета акций Ura.Ru у Куйвашева установились подчеркнуто корректные, рабочие отношения с Пановой. Деятельность полпреда отражалась в публикациях информационного агентства вполне нейтрально. Это было нетрудно. Куйвашев, конечно, ничем особенным не выделялся, но в скандалах замечен не был, работал тихо, не высовываясь. Проводил совещания, участвовал в каких-то мероприятиях…. В то время должность у него была такая: за все переживать-волноваться, но при этом ни за что персонально не отвечать. Должность, хоть и называющаяся громко, но скорее ритуальная, потому что не подкреплена серьезными финансовыми и административными ресурсами.

Куйвашеву не откажешь в прозорливости. Когда он возглавил Свердловскую область, тональность публикаций Ura.Ru о деятельности губернатора, действительно, изменилась. Правда, не сразу. Детонатором конфликта стало подключение губернатора к «крестовому походу» против фонда Евгения Ройзмана «Город без наркотиков», который уже не первый месяц вели свердловские силовики.

Думаю, надо напомнить, что название поселка Сагра прогремело на всю страну летом 2011 года, когда в ночь на 1 июля в поселок нагрянуло около сорока бандитов на пятнадцати автомобилях. Не дождавшись защиты от силовиков, местные жители стихийно объединились и сами дали вооруженный отпор бандитам. Один из нападавших был убит. В субботу 2 июля были задержаны жители Сагры Сергей Зубарев и Виктор Городилов.

— В этот же день в фонд приехали местные жители и попросили помощи, — рассказывает Ройзман. — Выслушав людей, я позвонил Аксане Пановой, она тоже встретилась с сагринцами. Когда о нападении на Сагру написало и Ura.Ru, история получила всероссийскую огласку.

По мнению Ройзмана, Сагра стала Рубиконом во взаимоотношениях Аксаны Пановой и Ura.Ru со свердловскими силовиками. Именно тогда сложился политический (а отчасти и личный) тандем Ройзман — Панова, который резко усилил возможности каждого из них. Что, естественно, вызвало опасения в областном руководстве и даже выше. Связку надо было разрушить.

— Мне известно, что сотрудники главного управления МВД по Свердловской области выходили на Аксану с предложением заключить контракт на информационное обслуживание, — говорит Ройзман. — Речь шла о сумме порядка миллиона рублей в месяц. Задача была — не писать про Сагру, не упоминать фонд «Город без наркотиков», а о полиции писать только позитивно. Она отказалась от этих денег, от этого контракта.

Довольно нервная реакция местных полицейских генералов на само слово Сагра вполне объяснима — на скамье подсудимых оказались не только участники бандитского рейда, но и сотрудники полиции: начальник ОВД по Верхне-Пышминскому и Среднеуральскому городским округам полковник Халимов, начальник милиции общественной безопасности Зиновьев, участковый Зайниев. К чести начальника ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаил Бородина, он не стал выгораживать своих сотрудников, из-за халатности которых во многом и не было предотвращено нападение на Сагру. Но обиду, похоже, затаил.

Во всяком случае, Евгений Ройзман не сомневается (и я с ним согласен), что полицейский накат на фонд «Город без наркотиков» с возбуждением уголовных дел, с обысками в реабилитационных центрах и офисе фонда — это отложенная реакция на сагринскую историю (подробности см. в «Новой», № 90 от 13 августа 2012 г.).

Летом прошлого года к прессингу фонда «Город без наркотиков» фактически подключился и Евгений Куйвашев. Сначала он выступил с инициативой о необходимости лицензирования деятельности организаций, занимающихся реабилитацией наркоманов, потом подписал распоряжение о создании госучреждения «Урал без наркотиков» (подробности см. в «Новой», № 74 от 6 июля 2012 г.).

Ura.Ru в нарастающем конфликте последовательно выступало с поддержкой Евгения Ройзмана и фонда «Город без наркотиков», одновременно жестко критикуя действия как силовиков, так и губернатора области. Реакция власти не заставила себя ждать. Представители «BF TEN» Holding GmbH» потребовали изменения редакционной политики Ura.Ru. Панова подчиниться отказалась. Тогда был поставлен вопрос об отставке Аксаны Пановой с должности шеф-редактора. Она снова отказалась сделать это добровольно. Тогда-то силовики и приступили к жесткому варианту решения проблемы.

«Укрощение строптивой» началось 27 сентября прошлого года, когда были произведены первые выемки, допросы, обыски в квартирах у Аксаны Пановой, заместителя шеф-редактора Ura.Ru Михаила Вьюгина, бухгалтера Натальи Поповой, в офисе адвокатской конторы Андрея Бельянского, который представлял интересы Ura.Ru. И кульминация первых дней прессинга — арест главбуха Натальи Поповой. 29 сентября Октябрьский райсуд Екатеринбурга санкционировал задержание главбуха. Для начала — на трое суток. Все эти дни Аксаны Пановой не было в России. Тот же обыск ее квартиры проходил без ее присутствия и даже без судебной санкции. УПК, конечно, предусматривает проведение обысков без санкции суда, в случае безотлагательности, например, при угрозе уничтожения важных улик. Но как Панова могла уничтожить какие-то «улики», если в это время находилась за тысячи километров от Екатеринбурга?

Думаю, что дата начала «спецоперации» была выбрана не случайно. Уверен, что это была демонстрация силы, предупреждение, что жить, как прежде, Аксана уже не сможет. И единственный «разумный» выход из ситуации — не возвращаться в Россию. Чего уж говорить про недругов, если даже друзья в те дни звонили Аксане, советовали остаться и просить политического убежища в Европе.

Инициаторы уголовного прессинга Пановой, которые, по всей видимости, рассчитывали, что она не вернется в Екатеринбург, а останется в Европе «проматывать» деньги, вырученные от продажи 51% акций Ura.Ru, не учли характера девушки.

Панова не могла не вернуться в Екатеринбург. И она вернулась.

(Было важнейшее обстоятельство. Аксана ждала ребенка и собиралась рожать его дома. О трагической развязке этого эпизода ее жизни оказалось осведомлено слишком много людей. Я знаю обстоятельства и именно поэтому отказываюсь обсуждать их публично. Хочу только сказать всем — и сетевым друзьям Аксаны, и ее высокопоставленным врагам: оставьте ваши домыслы, они несостоятельны. Личная трагедия человека играет роль в этой истории, но к политической стороне дела отношения не имеет.)

— Мне незачем было скрываться, — объясняет Аксана. — К тому же фактически в заложницах у них была Наталья, главбух Ura.Ru. Я не могла позволить себе ее бросить…

Наталья Попова, похоже, действительно была в «заложницах». О ее аресте написано огромное количество публикаций, подготовлено и выдано в эфир множество теле- и радиорепортажей в федеральных и западных СМИ. А вот о том, что уголовное дело в отношении Поповой уже прекращено, сообщили единицы.

После возвращения Аксаны Пановой силовикам пришлось засучить рукава. В отношении нее возбудили четыре уголовных дела, допросили сотни свидетелей, процессуальным обеспечением следствия, по словам Аксаны, занимаются два десятка офицеров полиции. Генерал Бородин опровергает Панову:

— На первоначальном этапе было задействовано 12 сотрудников, — говорит Бородин. — Это было обусловлено необходимостью проведения неотложных следственных действий — обысков, выемок, допросов. А потом количество задействованных сотрудников было уменьшено. Сейчас уголовным делом занимаются всего два сотрудника — следователь и оперативник, который ведет сопровождение. И все. У нас нет таких возможностей, чтобы на такое дело бросать двадцать сотрудников.

От обвинений, предъявленных Пановой, сильно разит «заказухой». Одно только обвинение в шантаже и вымогательстве миллиона рублей у предпринимателя Константина Кремко чего стоит. Действительно, в 2007—2008 годах Ura.Ru подробно писало и об аресте Кремко, и о том, что он обвиняется в хищении 5 миллионов рублей, принадлежащих известному шансонье Александру Новикову, и том, что именно Кремко был фигурантом уголовного дела о попытке рейдерского захвата 4000 гектаров земли в селе Балтым. Но обо всем этом тогда писали многие СМИ. И Ura.Ru, которое только-только начало работать, было еще не самым популярным и влиятельным информагентством Свердловской области.

Через пять лет Константин Кремко «вспомнил», что в конце 2007 года Панова требовала у него деньги, угрожая компрометирующими публикациями. Вымогательство якобы происходило в квартире Аксаны. Панова высказала удивление: в 2007 году еще не было дома, в котором она живет. Тогда Кремко «перевспомнил», что деньги у него вымогались прямо на тротуаре около котлована, где в 2008-м и был построен дом. Не менее абсурдны и другие обвинения.

Панова заявляет ходатайство о допросе и ее и потерпевших с применением полиграфа, ей отказывают. Прямо называет заказчиком уголовного дела Евгения Куйвашева, требует допросить губернатора, но снова получает отказ. Что самое удивительное, несмотря на прессинг, бесконечные допросы и очные ставки, Аксана продолжает спокойно работать. Правда, 30 ноября прошлого года Аксана покинула Ura.Ru и учредила новое информагентство Znak.com. Вместе с Пановой в новое агентство ушли почти все сотрудники Ura.Ru.

На утренней планерке в офисе Znak.com я застал спокойную, деловую атмосферу. Аксана раздавала поручения, обсуждала с коллегами планы публикаций. Не было никакого ощущения, что над руководителем агентства навис какой-то «карающий меч».

За два месяца работы Znak.com уже вошло в тридцатку самых цитируемых иноформагентств России.

Панова — боец, причем нестандартный. Из последних ее неожиданных шагов — явка с повинной в полицию в конце прошлого года. В этом документе она честно написала, что с января по март 2012 года, когда новый учредитель Ura.Ru не торопился выполнять свои обязательства по выплате зарплаты сотрудникам, она, Панова, через фирмы-однодневки обналичила около 12 миллионов рублей, не заплатив несколько миллионов рублей налогов.

Удивительно, но этим признанием полиция заниматься не хочет.

— Явка с повинной подается в связи с раскаянием. А в явке Пановой никакого раскаяния нет, — утверждает генерал-лейтенант Бородин.

Полиции куда удобнее заниматься теми четырьмя уголовными делами, по которым 25 февраля Пановой предъявили обвинение в «окончательной редакции». В том числе — о хищении 12 миллионов рублей «путем вывода через фирмы-однодневки средств URA.Ru». (Тех самых, что Аксана обналичила для выплаты зарплат.)

В понедельник, 4 марта, начнется ознакомление обвиняемой с материалами уголовного дела. Дело близится к развязке. Свердловские силовики не сомневаются, что собрали достаточное количество улик и доказательств для вынесения в отношении Пановой обвинительного приговора. Хотя начальник ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаил Бородин и не исключает, что «суд может вынести решение ниже низшего предела». Во время нашей встречи с генерал-лейтенантом полиции я не стал уточнять, что он вкладывает в эти слова. Пять лет колонии? Шесть? Потому что «низший предел» только по пункту «б» части 3 статьи 163 УК РФ («Вымогательство»), которое инкриминируется Аксане по заявлению Константина Кремко, — это семь лет лишения свободы. А максимальный срок по этой статье — 15 лет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow