СюжетыПолитика

Инфернально и по существу

Процесс над покойным Магнитским в Тверском суде начнется 11 марта

Этот материал вышел в номере № 25 от 6 марта 2013
Читать
Процесс над покойным Магнитским в Тверском суде начнется 11 марта

— Ничего не происходит пока! Ничего — говорю! Заседание закрыто. Одного жулика нет, он в розыске, второго тоже нет… О чем рассказывать-то? — так 4 марта в Тверском суде Москвы ругался представитель федерального телеканала по телефону со своей редакцией, требовавшей информации. «Информацию» центральный канал в итоге выдаст вечером: устрашающее расследование о том, как «жулик» Уильям Браудер уходил в России от налогов «посредством» «жулика» Сергея Магнитского и — новое обвинение — занимался «незаконной» скупкой акций «Газпрома». Все это будет приурочено к началу слушаний по существу уголовного дела над главой и юристом Hermitage Capital…

Слушания начнутся 11 марта. Так решил тот самый Тверской суд, который и станет местом действия этого более чем странного в юридическом и человеческом смысле процесса. Мало того что судить будут покойного человека. Его будут судить вопреки позиции Конституционного суда, постановившего (как раз в случае с «делом Магнитского»), что возобновлять дело можно только по заявлению родственников умершего и только с целью реабилитации.

Трудно поверить в то, что собственноручно возобновивший старое налоговое дело против Hermitage без всяких на то заявлений родных Магнитского заместитель генпрокурора Виктор Гринь преследует цель реабилитации погибшего юриста. Трудно в первую очередь поверить в это семье Магнитского, которая по этой причине категорически отказалась участвовать в процессе и отправлять туда своих представителей. И, наконец, трудно поверить в то, что главные действующие лица начинающегося процесса — судья Игорь Алисов, прокуроры и представители «потерпевших» (а это Минфин и те самые налоговые) вместо копания в давнишних обвинениях будут выяснять, кто свистнул из бюджета 5,4 миллиарда рублей и добиваться оправдательного приговора для Магнитского и Браудера…

Уверена лишь, что в этом фарсе попытаются работать на совесть назначенные судом адвокаты. Казалось бы, они, как и суд, могли быть заинтересованы в прогонке процесса в максимально сжатые сроки. Но вот они берут сначала время на ознакомление с 60 томами уголовного дела, а в последний день предварительных слушаний и вовсе выкидывают кульбит — назначенный Магнитскому адвокат ходатайствует о возвращении дела обратно в прокуратуру. Предлог — устранение разного рода процессуальных нарушений. И суд, шесть часов просидев в совещательной комнате, конечно, никуда это дело не возвращает.

Адвокатам же — Николаю Герасимову (назначен представлять интересы Магнитского) и Кириллу Гончарову (Браудер) в какой раз приходится объяснять прессе (живой интерес к процессу по-прежнему у иностранцев), что не могут они взять и отказаться участвовать в этом процессе.

— Вы тоже должны нас понять. Мы не имеем права отказаться в соответствии с 51-й статьей (УПК РФ — «Обязательное участие защитника».В. Ч.). Нас лишат адвокатского статуса…

Адвокат по назначению Браудера Кирилл Гончаров признается, что на сегодняшний день проблем ему добавляет и то, что никто из защитников того же Браудера с ним не связывается, что затрудняет выработку позиции защиты и не дает возможности для содержательных и объемных комментариев журналистам относительно дела в целом. То же самое — и по Магнитскому.

Не знаю, может, действительно правильно, если бы минимальное участие постоянных адвокатов в этом процессе все-таки было. Хотя бы в целях предотвращения провокаций. Во время предварительных слушаний произошел случай, показавшийся весьма странным. В какой-то момент из зала заседаний вышел мужчина, представившийся журналистам Александром Владимировичем Молоховым, «адвокатом Сергея Магнитского не по назначению». Господин Молохов рассказал, что родственники Магнитского его не нанимали, а нанимали «друзья Сергея, знакомые с ним (с Сергеем) еще в добраудеровский период» (так и сказал). Называть имена «друзей» Молохов не стал, но заметил, что никакого отношения к Hermitage они не имеют. На мой вопрос, не противоречит ли позиция «друзей» позиции родственников Магнитского, господин Молохов ответил так: позиция «друзей» — «не игнорировать этот процесс, а торпедировать его изнутри», «показать всю абсурдность процесса и доказать невиновность Магнитского именно в суде, а не где-то там на улице…». (Видимо, имелся в виду адвокат Натальи Николаевны Магнитской, во время прошлого заседания вынужденный на улице озвучивать журналистам ее заявление о незаконном и античеловеческом характере данного процесса.)

На этом странный господин Моло-хов исчез, пообещав жаловаться в Мосгорсуд, — судья Алисов ведь к процессу его не допустил, так как тот не представляет семью Магнитского.

Что касается последней, то Следственный департамент МВД не оставляет попыток взять у родственников Магнитского и их адвокатов подписки о неразглашении данных следствия. К чему такая тайна? Есть что скрывать?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow