СюжетыСпорт

Не тем путем и не пошли

Такой вывод «лучший тренер мирового биатлона» Вольфганг Пихлер сделает после финального фиаско своих подопечных на этапе Кубка мира в Сочи

Этот материал вышел в номере № 27 от 13 марта 2013
Читать
Такой вывод «лучший тренер мирового биатлона» Вольфганг Пихлер сделает после финального фиаско своих подопечных на этапе Кубка мира в Сочи...

Все приехали знакомиться с олимпийским биатлонным комплексом, а наших обязали побеждать. Ради этого основной состав сборной России после провала на чемпионате мира в чешском Нове Место завезли в «Лауру» аж за две недели до старта. Расчет был простой: отдохнут, акклиматизируются, хорошенько потренируются, основательно обкатают расположенную на полуторакилометровой высоте сложнейшую трассу, и всех порвут. К последнему дню сочинского этапа Кубка мира, однако, было похоже, что гора планов родила мышь. Рвали-то как раз хозяев — то ли «Лаура» взбрыкнула, то ли гости напрочь проигнорировали «преимущество своего поля». Старший тренер женской сборной России Вольфганг Пихлер даже посетовал, что «мы, похоже, пошли неправильным путем».

Этот вывод «лучший тренер мирового биатлона», правда, сделает уже после финального фиаско своих подопечных в эстафете. Именно удручающе безнадежное выступление наших биатлонисток поставит жирный знак вопроса и станет главным событием старта, на который возлагалось столько надежд. Ни золото мужского эстафетного квартета, ни два серебра — Ольги Зайцевой в индивидуальной гонке и Евгения Устюгова в спринте — не скрасят общего впечатления от трехдневных мучений. И их на сочинских горках, и наших.

Конечно, все хотели, как лучше.

…Апофеоз случился все-таки накануне последнего дня, когда проходили послепраздничные спринтерские гонки. Российский спортивный канал, расщедрившись, отдал биатлону практически весь день вплоть до ток-шоу в студии на Шаболовке. Во время этого беспрецедентного действа, сопровождаемого радостным визгом (иного слова не подберу) массовки, который служил фоном любому выступлению участников или прямому включению туманно-снежной «Лауры», меня не оставляла мысль, что градус внимания к этому виду спорта надо бы резко снизить. Превращать биатлон в шоу на фоне успехов — еще куда ни шло, но упиваться собственным бесчестием на фоне оглушительных провалов — это отдает мазохизмом.

И еще одно соображение, продиктованное увиденным и прочувствованным в этот замечательный день. Если сейчас предолимпийские старты и все, связанное с их освещением, представляли некую модель Сочи-2014 (а биатлон как квинтэссенция зимних видов в нашем представлении лучше всего подходит для «модели»), то приходишь к очень неутешительным выводам: будет мало медалей, но много визга. Причем восторг в стиле «Вау!» и по любому поводу ничто не отменит: он заказан, страна на него запрограммирована, а несогласным лучше дома сидеть и не включать телевизор.

Так вот про «Лауру» и окружающие биатлонный комплекс горы. Она и они прекрасны, что можно было разглядеть даже сквозь облака, периодически опускающиеся на хребет Псехако. Лучше всего, когда облачность ниже трассы, что наблюдалось во время проведения эстафет, в остальные дни было хуже — но тут уж ничего не поделаешь, сами выбрали «экзотичные, зимние, твои». Кто выбрал и кто ответит — это еще вопрос…

Что касается конкретно биатлона, то очень быстро выяснилось: если мужская часть сборной с большим или меньшим успехом все-таки приспособилась к сочинской экзотике и конкретной инфраструктуре, то с девушками вышла беда.

Опять же, как объяснил герр Пихлер, трасса и погодные условия подходят, как бы это помягче интерпретировать… для менее увесистых дам, чем наши. Слишком тепло, подъемы и спуски крутые, снег рыхлый, вот «большие» и зарываются.

На то, как наши девушки зарываются в сочинский снег, смотреть было больно. Одна Ольга Зайцева бежала, остальные ползли и чуть ли не умирали — как Света Слепцова после финиша первого этапа эстафеты. И без того сезон ужасно начался и почти так же продолжался, а к финалу всё не в мазь оказалось, вплоть до, извините, личных габаритов. Пихлер еще признал, что, возможно, с пребыванием сборной в «Лауре» переборщили, что девушки оказались не в лучшей форме, но это уже в основном от него и зависело — и сроки, и форма, и содержание.

Одиночество Зайцевой на финише сезона стало выглядеть уже вопиющим. Но в спринте при безупречной стрельбе несгибаемая Ольга осталась только десятой. А другие наши «забойщицы» и молодые надежды, которые второй сезон под руководством Вольфганга Пихлера героически овладевают его методикой, — проигрывают уже всем, кому не лень. Не только норвежкам и немкам, но словачкам с польками, не говоря уже об украинках — они, по сравнению с нашими, на недосягаемых высотах. Кстати, бывшая очередная «бесперспективная» россиянка, а ныне новоиспеченная украинка Лариса Панфилова, привезла вместе с подругами по команде нашему квартету чуть ли не полторы минуты отрыва. Хорошая бы получилась сборная из «бывших» — Домрачева, Кузьмина и Панфилова, ныне представительницы трех стран, в Сочи полный комплект медалей взяли.

Мужскую сборную надо, конечно, похвалить: после провала на втором этапе дебютанта Саши Логинова эстафету наши выиграли просто героически. С одной оговоркой: главные лидеры сезона, француз Мартен Фуркад и норвежец Эмиль Хегле Свендсен, по разным причинам в эстафете не участвовали. А подопечные Николая Лопухова, прежде всего Устюгов и Малышко, как раз к последнему дню разбежались и даже не «застрелились». Лучше поздно, чем никак.

Что ж, сочинскую «модель» нам продемонстрировали во всей красе. Осталось разобраться, что делать с авторами. Причем в самое ближайшее время.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow