КолонкаПолитика

Пожигайло читает классику. Ракетчик вдарил по Островскому прямой наводкой

Этот материал вышел в номере № 27 от 13 марта 2013
Читать

Понимаете, Катерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. То ли дело — Татьяна Ларина. Она вышла замуж за генерала, она счастлива.

Павел Пожигайло — он не филолог, он ракетчик. Выпускник Серпуховского высшего военно-командного училища РВСН. «Проходил обучение» в ГРУ, потом заинтересовался политикой и заседал в Думе, представляя партию власти. Оттуда ушел в Минкульт, а в последние наши времена сильно увлекся гуманитаркой. Павел Анатольевич исследует жизнь Столыпина на посту президента одноименного фонда. В качестве председателя комиссии по сохранению историко-культурного наследия участвует в работе Общественной палаты.

На этом поприще он и снискал себе громкую всероссийскую славу. Сперва в качестве подписанта письма министру образования, в котором потребовал исключить из методичек произведения современных авторов — «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой и «Generation «П» Виктора Пелевина. А теперь, как бы откликаясь на просьбу министра культуры создать «унифицированный учебник русской литературы», Пожигайло поделился с корреспондентом «Известий» своими мыслями о писателях-классиках.

Ракетчик вдарил по ним прямой наводкой.

Гоголя и Достоевского распорядился исключить из курса средней школы. Булгакова с его «Мастером» велел в гимназиях не проходить, а то дети увлекутся идеями Воланда — и кем вырастут? «Грозу» Островского, «Отцов и детей» Тургенева, гражданскую лирику Некрасова, «Сказки» Щедрина и критику Белинского он объявил потенциально опасными, но запрещать все-таки не стал. Велел выхолостить, то есть «изучение творчества этих авторов… поставить под особый контроль». При помощи спецметодички для учителей, «в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения», а чего не следует.

А вот «про несчастную девушку», которая зря утопилась, Пожигайло готов сообщить школьникам. Но подкрепив свои мысли примером из жизни пушкинской героини, которая, по его мнению, счастлива. Любит Онегина, но бросаться в речку не спешит. А Катерина… ну сами посудите, зачем нам такой луч света в темном царстве? Пусть наше темное царство освещают иные лучи.

Самое же страшное слово для патриота Пожигайло — это, конечно, «свобода». «Кто-то хочет, — пугает ракетчик, — чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников» или как Базаров, а эта свобода «ведет к трагедии». Кто хочет, правда, непонятно. Достоевский, Тургенев, школьные учителя, несогласные на столичных площадях? Не дает ответа.

Человек с гоголевской фамилией, он зато поневоле проговаривается. Член ОП Павел Пожигайло с заединщиками видит унифицированным не только учебник литературы или, скажем, истории, который сейчас разрабатывает группа граждан под руководством православного чекиста-железнодорожника Якунина. Причесать под одну гребенку желательно все прошлое, чтобы российский гражданин с детства отучался смотреть на эту жизнь глазами великих русских писателей, обличителей власти, печальников и еретиков. В идеале — это мир современной Кабанихи, с его самобытными традициями и дикими представлениями о загранице, где мучают наших детей и ходят люди с песьими головами, наказанные за неверность.

Однако на дворе ХХI век, и Пожигайло со своими прожектами о введении единомыслия в школьной программе вечно попадает впросак. Накинется на Улицкую с Пелевиным, и вдруг выяснится, что изучать их в школе никто не заставляет. Велит, как бы выполняя наказ министра культуры, приструнить распоясавшихся классиков, а пресс-секретарь Мединского спешит сообщить, что никаких рабочих групп по созданию учебных пособий в ведомстве нет и создавать их никто не планирует. Оказывается, запрещенный «Мастер», разъясненный Щедрин и адаптированная для слабоумных «Гроза» — это резковато даже для Мединского. Или рановато, что ли. Не время еще учреждать в школе темное царство Павла Пожигайло, в котором жить нельзя и утопиться — совсем не грех.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow