СюжетыОбщество

Даниил Гранин: «Вы сделали прорыв, но…»

О публикации «Новой» «Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине»*

Этот материал вышел в номере № 27 от 13 марта 2013
Читать
О публикации «Новой» «Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине»
Изображение

Однако и с юридической, и с исторической точки зрения должно быть одно определенное толкование истории. И Путин в общем-то правильно сказал: должна быть однозначная история. Не только для школьников, но и для всех. А Сталин? Для одних он — такой, а для других — этакий. А я, понимаете ли, не с этими и не с теми. Я хочу знать: какой он на самом деле? Кто он: автор Победы или преступления? Одно с другим несовместимо.

Если любое положительное число умножить на минус единицу, то получится число отрицательное. Если был убит хоть один любой человек этим человеком, то все — он становится убийцей.

Но у нас в стране много сталинистов. Мы все время думаем: надо бы восстановить страх. Раньше была партийная система: не сделаешь — положишь партбилет на стол. А что такое партбилет положить? Это гражданская казнь. Ты будешь исключен отовсюду.

Сейчас этой системы нет. А что есть? Ничего. Чем человека держать? Работой? А я уйду на другую работу. Я вообще могу уехать в другой город, в другую страну. Но надо же поддерживать страх чем-то. Держат рублем. Но сейчас воровство сплошное, и даже рублем не удержишь. А чем держать?

Поэтому возникла тень Сталина: «При Сталине был порядок. При Сталине не было разгильдяйства такого, не было криминала такого, не было такого взяточничества, не было такого воровства, не было такой разницы уровней жизни. Значит, при Сталине было хорошо». Значит, давайте считать так? А репрессии? «Ну что репрессии…»

Поэтому я думаю, что публикация конкретных вещей, высказанных в докладе Жукова, чрезвычайно важна.

У меня опыт маленького человека. Младшего офицера. Я не знал в те военные годы, что там творилось наверху. С Жуковым на фронте мы не встречались. Но он был на Ленинградском фронте. Мы сидели в окопах. И мы почувствовали его приход. Все резко изменилось. Жуков сразу восстановил порядок.

Я думаю, необходимо обсудить это выступление Жукова на телевидении или на страницах газеты. Можно провести круглый стол. Надо дать Жукову слово.

Надо понять, что страна получила интереснейший и очень важный документ, который ставит вопрос о роли Сталина в Великой Отечественной войне. Он — автор Победы или не он автор Победы? Правильно поставили на Красной площади памятник маршалу Жукову?

Если мы обязаны победой не Сталину, то, значит, — мы обязаны Жукову?

Пушкин написал о войне 1812 года: «Кто нас спас? Остервенение народа, Барклай-де-Толли, русская зима или русский Бог?» Ничего не изменилось. Только вместо Барклая-де-Толли — Жуков. Барклай-де-Толли, а не Александр I. Не царь, который был главнокомандующим. А полководец. Но в Великой Отечественной полководца как будто и нет. Мы выполняем сталинское предписание. Жуков для нас — командующий на Урале. В отношении Жукова мы — сталинисты…

Вы сделали прорыв. Но он быстро зарастет, если его не расширять.

* № 19 от 20.02.2013.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow