КолонкаПолитика

Путиниана Дугина

Статья Дугина в FT, написанная в умеренном тоне, без околофашистской эзотерики, представляет западной публике «нового» Путина, которого надо понять и простить.

Этот материал вышел в номере № 29 от 18 марта 2013
Читать
Статья Дугина в FT, написанная в умеренном тоне, без околофашистской эзотерики, представляет западной публике «нового» Путина, которого надо понять и простить.

В редакцию — только не «Новой газеты», а Financial times (FT) — пришло письмо простого читателя: так, мол, и так, всегда ценил ваше издание за то, что даете самые разные точки зрения, больше того — даже за то, что предоставляете иной раз слово «фанатикам и радикалам всех мастей». Но публикация статьи Александра Дугина «Миру нужно понять Путина» — совсем перебор: «подхалимские, устрашающе советские взгляды».

Александр Дугин — идеолог неоевразийства, ультраконсерватор, завкафедрой на соцфаке МГУ, где много лет преподают не известную мировой науке ветвь знаний — «православную социологию». В последние годы к его услугам нередко прибегают люди, которых принято метафорически называть «кремлевскими пиарщиками». Именно поэтому он является членом Изборского клуба, автором ряда установочных статей, об одной из которых — с обвинением Дмитрия Медведева в том, что тот проводит «проамериканский, предательский курс» — писала «Новая газета» (см. «Новую», № 119 от 25 октября 2010 года. — «Американец в Кремле»).

Статья Дугина в FT, написанная в умеренном тоне, без околофашистской эзотерики, представляет западной публике «нового» Путина, которого надо понять и простить. Вполне в блоковском духе: «Простим угрюмство — разве это / Сокрытый двигатель его? / Он весь — дитя добра и света, / Он весь — свободы торжество!»

Автор возмущенного письма в FT не вполне прав: Дугин как раз и доказывает, что Путин не тянет Россию назад в СССР, а является настоящим консерватором. В подтверждение своей мысли Дугин ссылается даже на статью Фрэнсиса Фукуямы в той же FT, где классик политической науки доказывает, что новые реалии требуют усиления государства. Правда, Фукуяма оговаривается: при этом государство должно быть маленьким. А Дугин говорит, что оно должно быть большим, — в этом философия Путина.

Как писал в одном из своих произведений Виктор Пелевин: «Вряд ли история кончится из-за того, что несколько человек украли много денег. Даже если эти несколько человек наймут себе по три Фукуямы каждый». Так вот и ссылки Дугина на понятного буржуинам Фукуяму не спасают: существующий в воображении евразийца президент РФ защищает «исключительность» России от «мирового порядка», но в противоречии с этим не выходит за «рамки умеренного строителя нации западного типа». Дугинский Путин — действительно дитя добра и света: «Консервативный модернизатор дома и реалист за границей». Хотя кое-где у нас не добиты либералы, к которым Дугин, вы будете смеяться, причисляет Медведева и олигархов.

Ломкая, как мандельштамовский тоненький бисквит, логика Дугина призвана заретушировать рога на голове Путина, которые мерещатся за континентальным завтраком среднестатистическому западному человеку, узнающему, как ему думать, из передовиц FT. Но у бумажных тигров, с одной стороны, не бывает рогов, а с другой стороны — политик, который произнес то, что он произнес в мюнхенской и в двух предвыборных лужниковских (2007 и 2012 годов) речах, ну никак не может предстать перед публикой модернизатором и прагматиком. Он вульгарный изоляционист и националист, который абсолютно иррационален и во внешней политике тоже.

Путиниана Дугина запутывает вконец несчастного CEO в шелковом галстуке, совершающего пассы над своим айпадом. Но и без всякого Фукуямы ему ясно, что деньги лучше вложить в Китай т-ща Си, а не в Россию г-на Путина. Которому, кстати, Дугин пророчит четвертый срок.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow