КолонкаПолитика

Дворцовый протест

Мы ежедневно наблюдаем процесс раскола элит

Этот материал вышел в номере № 29 от 18 марта 2013
Читать
Обычно своих хозяев свергают люди, не замеченные ни в чем предосудительном. Пока лидеры неформальной оппозиции или главари уличного протеста гибнут на баррикадах — ну хотя бы репутационно, ибо на них сфокусирован и общественный, и пропагандистский интерес, — в подбрюшье любого режима, в самых жирных его складках, нагуливают вес будущие победители.

Обычно своих хозяев свергают люди, не замеченные ни в чем предосудительном. Пока лидеры неформальной оппозиции или главари уличного протеста гибнут на баррикадах — ну хотя бы репутационно, ибо на них сфокусирован и общественный, и пропагандистский интерес, — в подбрюшье любого режима, в самых жирных его складках, нагуливают вес будущие победители.

Не буду отсылать информированного читателя к Алексею Орлову и Петру III, к графу Панину и Павлу I, или к эсэрам с кадетами, или хоть к истории прихода к власти Леонида Ильича Брежнева, коего никто особо приводить не собирался — так получилось. Информированный читатель и сам про это знает, любознательный — погуглит, а кому по фигу — эту газету вроде бы и не читают. Были ли Орлов, Панин или хоть дорогой Леонид Ильич оппозицией? Да боже упаси. Нет-нет, они были опорой режима и убежденными борцами с оппозицией. Пропущу историческую справку, сразу начну с Навального, Немцова, Удальцова, Каспарова и Ко — то есть с нынешней оппозиции, которая рвется к власти, как и положено любой оппозиции всех времен и народов. Получит ли кто-нибудь из нынешних лидеров власть? Уверена, что нет. Пожалеют ли об этом нынешние их хулители? Уверена, что да. Люди вообще склонны жалеть, а впоследствии и былинно любить проигравших и погибших, посмотрите хоть на товарища Че, а в нашей стране это вообще национальный вид спорта.

Далекое протестное прошлое, которое было прекрасным и удивительным настоящим еще год назад, уже тысячу раз подверглось разностороннему анализу, попутно обрастая легендами и мифами. Уличные протесты спали, но никуда не делись, что понятно по ежедневным новостям. Уличный протест ушел в волонтерство, в местные выборы, в городские проекты, в семинары, концерты и разоблачение диссертационного плагиата; в Комитет 6 мая и «Росузник», в «Русь сидящую» и Фонд поддержки независимых медиа. Мы получили рост горизонтальных движений, гораздо более опасных для режима, ведь граждане на практике начинают понимать, что могут обходиться без государства вообще: оно им не нужно, более того — такое государство вредно. А еще уличный протест ушел с улиц во дворцы. Что происходит в Думе, в Совете Федерации? Уход сенаторов и депутатов из-за пехтинга, ежедневные коррупционные скандалы — это все прямой результат восставшей улицы.

Мы ежедневно наблюдаем процесс раскола элит. Граф Панин под ручку с казачьим генералом Платовым уже сходили в бутик в Третьяковском проезде и прикупили белый шелковый шарф и золотую апоплексическую табакерку: мало ли, пригодится. Ибо помнят они что-то такое из детства: «Держит строй у ограды пехота — / Государева верная рать. Надо срочно приказывать что-то, / Что-то можно еще предпринять…/ Спят в пруду золоченые рыбки, / Режут в кухне петрушку и лук./ Император играет на скрипке, / Государство уходит из рук». (Это Городницкий об Орлове и Петре III.)

Знатоки элит скажут вам прямо: это все борьба Володина с Сурковым. Ибо противоречия в элитах есть главный двигатель прогресса. Это все из-за существующего порядка ограниченного доступа к благам — в том числе и умственно ограниченного. Ведь взбесившийся принтер штампует законы не в Думе придуманные, а из Кремля спущенные. Их безумие очевидно: значит, в Кремле кто-то работает против Путина, скажут вам знатоки. А уж в Белом доме вообще окопались такие люди, что ни дня без уголовки.

Все это отчасти так. Элиты рулят, раскалываются, двигают прогресс и плюют на весь мир, и в итоге вместо Путина мы запросто можем получить Рогозина или Володина.

…А вот бороться одновременно с волонтерами, с городскими проектами, местными выборами, движениями за свободу слова и за свободу неправосудно осужденных, с антикоррупционными и экологическими проектами — ни сил, ни средств не хватит уже ни у кого. А потому они — граждане — в итоге и заменят собой выжившего чемпиона элитной интриги. Ибо главное условие успеха дворцового переворота — отсутствие граждан и ставка на обывателя, которому по фигу. Проблема в том, что сегодня в элиту пробились разбогатевшие и охамевшие обыватели. А решение проблемы — граждане. Ибо гражданину не придет в голову идти в бутик покупать табакерку для императора. Гражданину плевать на императора.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow