×
Сюжеты

Черный пиар на пустом месте

Хакеры показали изнанку информационной кампании, развязанной вокруг «Тольяттиазота»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 31 от 22 марта 2013
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Хакеры показали изнанку информационной кампании, развязанной вокруг «Тольяттиазота»

Петр Саруханов — «Новая»

Современный мир становится прозрачным: вся значимая коммуникация перемещается в интернет, а там ничего нельзя как следует спрятать. Особенно от хакеров, которые, кстати, часто объявляют крестовый поход против правительств, банков и корпораций из чисто альтруистических побуждений. Одной из самых активных в этом отношении групп считается Anonymous, действующая в глобальном масштабе. Одной из ее недавних мишеней в России стали черные пиарщики, ведущие войну против мажоритарных акционеров «Тольяттиазота» — флагмана российской химической промышленности.

В №25 «Новой» мы уже рассказывали об этой информационной войне. Но тогда мы анализировали только лицевую сторону этого грязного бизнеса, сравнивая информацию в потоке заказных публикаций с реальностью. Благодаря хакерам мы увидели изнанку.

Представители Anonymous взломали электронную почту некоей пиарщицы Виктории Андреевой, занимающей важную позицию в администрировании информационной атаки на ТОАЗ. В списке ее общения — как представители некоторых тольяттинских и самарских СМИ, так и прячущиеся за псевдонимами топ-менеджеры черного пиар-рынка: «Жора Размести», «Василий Помор», «Толя Порешилов»…

Их переписка не отличается высокой степенью культуры коммуникации, а также тематическим разнообразием: нужно написать, а потом разместить «критический» материал в таком-то издании за такую-то сумму. Но вот в конструировании информационных поводов некоторый креатив все же присутствует, правда, весьма сомнительный. Желая огорчить оппонентов, пиарщики организовывают проплаченные митинги, выкупают рекламные щиты, фабрикуют опросы населения и непременно заводят речь о тайном спонсировании оппозиции с Березовским во главе.


И церковь тоже он развалил…

С Березовского и начнем. Как следует из переписки, «оригиналы» текстов типа «Как три Махлая и Березовский с государством воюют» размещала «Наша версия», а вот с перепечатками вышло некоторое затруднение. Виктории Андреевой выставили претензию: «Напоследок шкурный вопрос: если я не ошибаюсь, за вами две проплаты за два выхода, верно ведь?» Верно: госпожа Андреева пообещала заплатить за все и сразу.

Далеко не вся бурная деятельность наших пиарщиков концентрировалась в интернете. В офлайне они, например, выкупали рекламные щиты, якобы компрометирующие руководство ТОАЗа. Вот типичная цитата из переписки: «Надо 15-20 щитов в Тольятти на июль. Креатив, планируемый ниже». Далее — варианты подписей. Например, такой: «Никаких акций и денежных сумм в дар сыновьям Сергею Владимировичу Махлаю, Андрею Владимировичу Махлаю никогда не передавал! В.Н. Махлай». Такие рекламные щиты в Тольятти через некоторое время действительно появятся. Похожие билборды будут размещены и в Подмосковье. Правда, провисят недолго. После звонка руководства ТОАЗа фирма, предоставляющая рекламные площади, согласится с тем, что размещенные «объявления» не вполне корректны, и уберет их.

Отдельная тема — экологические проблемы, связанные с «вредным» химпроизводством. 4 мая в Тольятти прошел экологический митинг. Люди протестовали против деятельности «Тольяттиазота». Искренность тех, кто вышел на улицы: «Участники: тольяттинцы, самарцы, которые будут привезены на место проведения на автобусах, четыре проверенных «крикуна» из Москвы» — значится в сценарии мероприятия, который также обнаружился во вскрытой переписке. Уже на следующий день в соответствии с планами организаторов в местных СМИ появились согласованные с «организаторами» заметки. Правда, они перепутали место проведения митинга, но в заказных публикациях об этом, конечно, не вспомнили.

Более того, к решению экологических проблем города и региона, связанных с деятельностью ТОАЗа, силами пиарщиков и общественной организации «Зеленый патруль» удалось привлечь даже Следственный комитет. Однако, как сообщают журналисты местной газеты (публикация также была согласована с «идеологами»), от заявления о нарушениях до «реальных действий» сотрудников правоохранительных органов прошло 9 месяцев. Кроме этого, в прошлом году общественная организация «Зеленый патруль» представляла итоги экспедиции «Великие реки России. Самарская область». Освещение отчета экологов также согласовывалось с пиарщиками, работающими против ТОАЗа.

Чуть позже в местных СМИ появятся опросы местных жителей, многие из которых, как выяснится, серьезно переживают из-за экологической обстановки в регионе. «Мой одноклассник бывший на заводе работает, рассказывает, что у них там отходы просто так сваливают на территории. Чтобы не тратиться на утилизацию. Просил имя не называть, боится, что уволят». Или: «…зимой, например, выйдешь погулять с ребенком, а вокруг снег аж желтый. И это снег, то есть что в воздух наши химические заводы выбрасывают, страшно даже подумать. А ведь есть же фильтры разные, технологии очистки. Почему их не ставят? Почему нас травят?»

«Подписать 50 челов. Подписи начинать прямо на последнем листе, а не с чистого листа. В подписи указывать в том числе город (т.к. будут же два города) и не забыть адрес и телефон. Можно первым обозначить руководителя инициативной группы, если он будет. Поставить дату подписания. Поискать в числе подписантов бывших сотрудников завода, бывших миноритарных акционеров. И настоящих — за настоящих двойная такса. За бывших полуторная» — таким способом пиарщики собирали подписи под письмами к Путину и Медведеву по поводу экологической ситуации в городе.

 

Карлики мысли

Апофеозом глупости наших пиарщиков стала история о том, что мажоритарный акционер ТОАЗа намерен приобрести футбольный клуб. В принципе такая инвестиция типична для состоятельных россиян, но речь в файле, приложенном к письму Виктории Андреевой (разумеется, впоследствии этот текст был опубликован), шла о футбольном клубе из… Лихтенштейна. Для справки: в этом карликовом государстве нет даже своего чемпионата (Вадуц играет во втором дивизионе Швейцарии), а сумма в 40 миллионов евро, с которой якобы были готовы расстаться россияне, многократно превышает стоимость вообще всех футбольных клубов, существующих в маленькой альпийской республике.

Кстати, далеко не всегда нашим пиарщикам сопутствовала удача: иногда их бред не проходил сито юридических служб изданий. Хотя предложения были заманчивые: «Мы хотели бы договориться на долгосрочной основе оплачивать публикацию информационных материалов критического характера о деятельности предприятия «Тольяттиазот» и его акционеров и руководства. Предполагаем, что это будет несколько материалов в месяц, оплата поквартально».

Однако несколько изданий ответили отказом: юристы обращали внимание на то, что первоисточником информации выступает сомнительный сайт «Стрингер», не зарегистрированный в качестве СМИ, а документы, якобы компрометирующие акционеров и руководство ТОАЗа, имеют явные признаки подделок.

 

Кому выгодно?

Из переписки не следует с очевидностью, кто же оплачивает банкет. Но и принципа «ищи, кому выгодно» никто не отменял.

Общеизвестно, что ТОАЗ является ареной корпоративного конфликта: миноритарный акционер, компания «Уралхим», постоянно судится с мажоритариями и подает заявления о необходимости возбудить уголовное дело.

По совпадению, наши черные пиарщики трогательно заботятся об имидже «Уралхима». В одном из писем Толя Порешилов просит откорректировать пресс-портрет Мурада Чапарова, размещенный на «Яндексе», — много негатива. Г-н Чапаров — топ-менеджер сперва «Воскресенских минеральных удобрений», а затем «Азота». Обе структуры входят в «Уралхим».

Кроме того, наши пиарщики «ставили» текст о доследственной проверке в отношении ТОАЗа по заявлению «Уралхима», написанный с большим сочувствием к заявителям.

Иван Горин

 
 
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera