Сюжеты

Нью-Калуга, далее везде

Владислав Сурков собирается модернизировать генетику русской культуры. Пока — точечно

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 32 от 25 марта 2013
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Российская провинция в марте стала полигоном для опытных испытаний новой идеологической модели. Так, в Музее космонавтики имени Циолковского в Калуге представили проект «Дома новой культуры», сочиненный Владиславом Сурковым...

Петр Саруханов — «Новая» Российская провинция в марте стала полигоном для опытных испытаний новой идеологической модели. Так, в Музее космонавтики имени Циолковского в Калуге представили проект «Дома новой культуры» (ДНК), сочиненный Владиславом Сурковым. Помимо него на фоне других почтенных гостей презентации выделялись министр культуры Мединский и бизнесмен Александр Мамут.

Новый опыт будут испытывать на себе Калуга, Первоуральск (Свердловская область) и остров Русский под Владивостоком. К 2015 году строительство «домов…» в пилотных регионах обещают завершить. В 2012-м году на проектирование уже выделяли 120 млн рублей. В 2013-м планируется потратить еще 1 млрд рублей из федерального бюджета, остальное предоставит частный бизнес. После обкатки ДНК выстроят по всей России — на радость подросткам, старшим школьникам, студентам и молодым профессионалам, которые определены в качестве целевой аудитории проекта.

Итак, ДНК претендуют модифицировать ген русской культуры, радикально обновить ее «застывшую структуру». На сайте Правительства РФ информация сухая: «…Проект создания… ДНК-центров нацелен на распространение знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни, а также создание среды, благоприятной для творчества и самореализации молодых жителей городов с населением от 50 000 до 500 000 человек. Пилотные дома новой культуры будут построены при содействии региональных органов власти и частных партнеров проекта».

Радоваться, казалось бы, надо. В малые города придут техника, инновации, деньги. Но что-то мешает этой радости. Прежде всего наш умница — министр культуры, обещающий, что ДНК-центры сосредоточатся на «высокотехнологичном, наукоемком искусстве». Евгений Замятин и Михаил Булгаков, важные фигуранты старой культуры, нашли бы что сказать насчет наукоемкого искусства… К тому же что-то из давнего прошлого напоминает нарисованное Сурковым светлое будущее ДНК, «куда могут приходить люди, у которых есть потребность, заинтересованность создавать что-то своими руками в сфере искусства, прежде всего, литературы, гуманитарного знания». Оговорочка прямо по Фрейду: «Своими руками в сфере литературы, гуманитарного знания» — это, бесспорно, перспектива! Сурков осторожен и сделал все возможные реверансы: «Наша любовь к традиционализму, к традиционному искусству, к нашим корням, к фольклору неизбывна и заслуживает всякого уважения, но мы решили дополнить традиционные культурные центры такими местами, где получат возможность творить те, кто в меньшинстве. Во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те, кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет». Плоховато как-то с грамоткой, но не это важно. — «Люди здесь должны получать знания, они должны учиться работать с новыми материалами, с новыми технологиями, в новом изобразительном искусстве. В Калуге должно быть известно то же, что в Нью-Йорке в то же самое время. Без опозданий десятилетних, как принято в России»…

Его старательно и несколько зловеще дополнил гарант финансовой стабильности проекта Мамут: «Мы хотим создать обстановку для проявления талантливых, инаковых, штучных людей, создавая для них современную, хорошо продуманную технологичную среду, в которой мы им сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками создания новых культурных смыслов и объектов». Допустим, смогли продраться сквозь нагромождения и завалы слов — что же поняли?

В ДНК будут ковать «соучастников новых смыслов». Каких? На встрече с архитекторами летом 2012-го в Сколкове Сурков пошел еще дальше: «С внешнего вида этих зданий должна начинаться новая цивилизация». Какая? Пока понятно одно: ДНК могут стать золотым дном.

Ну а что будет происходить за фасадом влекущей аббревиатуры? Похоже, основной задачей ДНК станет самовыражение. Существен не столько результат, сколько процесс. По мнению культурологов, ДНК «способны научить любого желающего, что важнее всего — это проявление его «Я», остальное — большого значения не имеет». Культура исподволь заменяется технологией. Главное условие культуры — не внешние, пусть и самые продвинутые, технические орудия, а внутренние, пардон, духовные процессы. Создать условия для их возникновения много сложнее, чем насытить пространство айтишными возможностями. Так что творцам новой культуры для начала неплохо было бы разобраться с глубоким отсутствием старой.

Некогда создатель теории пролетарской культуры Богданов рассматривал не реальное состояние конкретных пролетариев, а некую отвлеченную особь. Но Сурков (судя по его литературным текстам) хорошо понимает, на кого именно надо воздействовать.

Подобно председателю Мао в период культурной революции, он полагает, что в России «происходит культурный скачок», поэтому дома новой культуры должны возникнуть во всей России и «стать исходными точками для творческого вдохновения и инновационного развития страны». Может, и должны, но станут ли, учитывая состояние времени, места и почвы?

Похоже, Сурков реализует некий социальный сюжет. И этот сюжет целиком ложится на известный сценарий. Он называется: формы и способы бытования культуры в условиях тоталитарного режима. Как известно, все тоталитарные режимы несчастливы одинаково: они, как один человек, похожи как раз «культурной работой»: декретируют культурные инновации, управляют культурными учреждениями, манипулируют общественным сознанием, организуют идеологические кампании… Так что Сурков идет в фарватере предлагаемых обстоятельств. К тому же вполне понятно, что это за модернизация. В культурологии она называется «неорганической», это своего рода истерика «догоняющего» развития, отчаянные шаги, на которые идет власть, пытаясь преодолеть трагически нарастающую отсталость, скажем, Костромы от Нью-Йорка.

Типичный путь «неорганической модернизации» — именно тот, который предлагается для внедрения ДНК: закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, инвестиции, создание новых структур. Пиар-сопровождение выдает что-то вроде вот этой типичной бессмыслицы: «…Занимаясь инновационными технологиями, мы формируем модель искусства, мобильно отвечающего на глобальные и социальные изменения».

Кому как не Суркову знать: главная задача идеолога — придумать лейбл. В данном случае — ДНК. «Мы должны учить нашу молодежь самым современным технологиям в скульптуре, живописи, компьютерных видах искусства. Речь идет о том, чтобы выбрать все самое передовое и донести до наших людей».

Американский психолог и философ Роберт Уилсон как-то сказал, что будущее существует сначала в воображении, потом в воле и потом в реальности. Господин Сурков это хорошо понимает. В нем кипит страсть демиурга к преображению российской реальности. Его мир как воля и представление, надо полагать, живет по образу изложенного в литературной форме (см. романы Натана Дубовицкого). Он недаром выбирает для страны ту культуру, которая стремится начать с ноля, освободиться от прежних гуманитарных ценностей, которая считает реальным только то, что мы осязаем—чувствуем. Несомненно, он знаком и с концепцией Маклюэна, утверждавшего, что смена эпох зависит от смены каналов коммуникации, а глобальность коммуникаций делает их важнейшим инструментом управления. Так что — управлять подано!

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera