На сайте Министерства юстиции России размещен доклад «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год». В нем в том числе анализируется выполнение решений Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека, которые требуют внесения изменений в российское законодательство.
Итоги печальные: решения КС выполнены в 73 случаях, не выполнены — в 56. Также Минюстом выявлено семь постановлений ЕСПЧ, требующих внесения законодательных изменений — чего так и не сделано.
Для исполнения решений КС Минюст предлагает установить конкретные сроки, в течение которых должны быть внесены изменения в законодательство.
Как отмечается в докладе, «длительные сроки исполнения решений Конституционного суда РФ обусловлены не только наличием разногласий в согласовании проектов федеральных законов с федеральными органами исполнительной власти, но и отсутствием срока рассмотрения их в законодательном органе». Сейчас в законе установлен лишь трехмесячный срок, в течение которого должен быть подготовлен соответствующий законопроект. После чего его можно «замотать» — что нередко и происходит: предельных сроков принятия не установлено.
Другая причина — «отсутствие экономических и финансовых условий для успешной реализации нового закона», как это было, например, с делом об адекватной компенсации жертвам политических репрессий. Тогда Минфин заявил, что индексация размеров компенсации представляется «проблематичной». На том все и закончилось — невзирая на решение КС, по которому объем компенсации репрессированным должен «соответствовать уже признанному государством объему возмещаемого им вреда» и не подлежит уменьшению.
А вот и другие примеры так и не выполненных решений КС. О праве жителей бывших общежитий, переданных государству, на заключение с ними договоров социального найма. О праве граждан регистрироваться в своих домах в садоводствах. И так далее. Либо министерства и ведомства не могут договориться о редакции законопроекта, либо он «гуляет» между Думой, Белым домом и Кремлем, либо отложен в долгий парламентский ящик. Минюст предлагает установить предельный срок в шесть месяцев для принятия законодательных изменений — но остается открытым вопрос о том, что делать, если он будет сорван. Кто будет отвечать и как?
Положение дел с решениями ЕСПЧ еще хуже. В докладе констатируется, что в российском законодательстве «отсутствует нормативный правовой акт, предметом регулирования которого являлись бы отношения, возникающие в связи с обязанностью государства исполнять постановления Европейского суда».
Среди неисполненных постановлений ЕСПЧ — знаменитое «дело Константина Маркина», связанное с отказом в предоставлении военнослужащему-мужчине отпуска по уходу за ребенком «по причине отсутствия в законодательстве РФ нормы, предусматривающей возможность предоставления такого отпуска».
Для исправления ситуации Минюст предлагает поручить себе разработку порядка выполнения постановлений ЕСПЧ. Будем надеяться, что на это не уйдут годы.