СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2013
Читать

«На улице идет снег, а у нас идет концерт!» — так, слегка перефразируя служителя Мосэстрады Велюрова, можно охарактеризовать настроение, которое сегодня в Центре фотографии им. братьев Люмьер готовится подарить зрителям британская группа The Chain в рамках проекта «Баланс белого»: весна (пусть пока лишь календарная), любовь и хорошая музыка. Кейт Омонье и Бен Паркер — а это и есть The Chain — придерживаются лирической традиции английского рока, на что намекает уже само название дуэта — по одноименной песне группы Fleetwood Mac из альбома-бестселлера Rumours 1977 года. Достаточно покопаться среди роликов канала дуэта на YouTubeTheChainMusic, чтобы убедиться, что нынче вечером предстоит встреча с отличными сонграйтерами и тонкими исполнителями. И еще, по поводу хорошего настроения… — наверняка!

Болотная наб., 3, стр. 1.Начало в 19.00

Большая дружба начинается с малого. Она — маленькая мышка, он — огромный медведь. Она — ребенок, он — взрослый. Она мечтает быть художницей, хотя по правилам своего мира должна стать дантистом, он музыкант и поэт, хотя должен был быть юристом. Они живут в разных мирах: для обитателей подземного царства нет ничего хуже, чем подружиться с «большим голодным медведем», а обитатели верхнего мира не поймут, зачем водиться с мышкой. Но дружба и родство душ сродни настоящему волшебству. И какое этой парочке дело до условностей, разницы в размере, исторических предрассудков и культурных барьеров? 28 марта в российский прокат выходит анимационная экранизация известной французской детской книжки «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя». Мультик чудесно нарисован, а за русскую озвучку главных персонажей отвечали Татьяна Лазарева и Александр Пушной.

Изображая будни

Жизнь в современном мегаполисе, повседневные события и люди в привычных обстоятельствах — ключевые темы художницы из Санкт-Петербурга Марины Федоровой. Однако идеализируя своих персонажей — и, что интересно, делая это средствами живописи: намеренной незавершенностью, точным, но подчас неожиданным «наведением фокуса» в композиции, цветовой эмоциональностью, она лишает бытовые, в общем, зарисовки привкуса рутины. Впрочем, когда этого привкуса не остается совсем, появляется фальшь и своего рода открыточность дурных глянцевых изданий. Ибо жизни — раз уж о ее изображениях идет речь — рутина имманентна. Там же, где баланс удается соблюсти, видно и композиционное чутье художницы, и приятная лаконичность мизансцен старого кино, и выразительная сила живописного мазка. Выставка Марины Федоровой «Моменты ожидания»открылась вчера в галерее «К35».

Б. Саввинский пер., 12, стр. 6

Когда-то пианистка Елизавета Леонская, одна из крупнейших исполнительниц не только сегодняшнего дня, но и целой эпохи, покинула СССР и поселилась в Вене. Ее карьера на Западе началась в 1979 году со знаменитого Зальцбургского фестиваля. Сегодня вечером наследница эмоционально-романтической исполнительской традиции класса Якова Мильштейна, идущей от Константина Игумнова и Александра Зилоти, последний из которых совершенствовался у самого Ференца Листа, титулованная австрийская артистка, известная меломанам и как сценический партнер Святослава Рихтера, на сцене Малого зала Alma Mater —Московской консерватории — даст сольный концерт. «Гранд-дама советской школы» привезет с собой колористическую программу: романтические сонаты венского мелодиста Шуберта и румынского классика XX века Джордже Энеску, три прелюдии импрессиониста Дебюсси и «цикл вроде шубертовского» — благородные и сентиментальные вальсы Равеля.

Ул. Б. Никитская, 13/6.Начало в 19.00

Дамы БАМа

Байкало-Амурская магистраль, нынче работающая на пределе своей пропускной способности, когда-то была крупнейшим не только строительным, но и PR-проектом советского государства, последняя из гигантских строек социализма, реализованной силами добровольцев, символ эпохи, увлекший многих и многих молодых энтузиастов. Галерея mustArt и РЖД фотовыставкой «Покорительницы БАМа, покорительницы сердец»предлагают рассмотреть хроники БАМа с гендерной, так сказать, точки зрения. Перед нами разворачивается галерея портретов хрупких и нежных представительниц прекрасного пола — геодезистов, строителей, врачей, учителей, которые наравне с мужчинами преодолевали, побеждали, выполняли и перевыполняли, не теряя, по возможности, грации и обаяния. На выставке, которая открылась сегодня в новом выставочном пространстве арт-центраVauxhall в здании Рижского вокзала, представлены работы многих знаковых советских фотокоров: Виктора Ахломова, Геннадия Копосова, Юрия Садовникова и др.

Пл. Рижского вокзала, 1.До 26 апреля

Они из джаза

Музей-заповедник «Царицыно»приглашает два вечера подряд провести в ритмах джаза. Завтра, 30 марта, в 20.00 концертную программу «Мы из джаза» представит известный пианист, композитор и дирижер Анатолий Кролл, известность к которому пришла в начала 1960-х и не уходит по сей день. В программе вечера — джазовые зарисовки маэстро, написанные им для фильмов Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «Сны», «Яды» и собственно «Мы из Джаза», а также других советских кинокартин. Днем позже, 31 марта, в 17.00 певица и пианистка Екатерина Черноусова и группа «Комнаты»исполнят классические и современные джазовые композиции — с особым уклоном в «восточную» тематику: на концерте прозвучат еврейские, грузинские, армянские и азербайджанские мелодии в джазовой обработке.

Ул. Дольская, 1

Американский драматург Дэвид Оберн за пьесу «Доказательство»в 2001 году получил Пулитцеровскую премию и популярную театральную премию «Тони». В 2005 году ее экранизировал — с Гвинет Пэлтроу, Энтони Хопкинсом, Джейком Джилленхоллом и Хоуп Дэвис — режиссер Джон Мэдден, более всего известный «Влюбленным Шекспиром». В 2010 году пьесу в Российском академическом молодежном театре поставил польский режиссер с мировым именем Кшиштоф Занусси. Талантливая студентка Кэтрин отказывается от учебы в университете, чтобы ухаживать за психически больным отцом, гениальным математиком. После его смерти в доме Кэтрин появляются двое: Хал, бывший студент отца, который надеется в записных книжках профессора найти ценные открытия, и прагматичная сестра Клер, которая своими попытками помочь Кэтрин вернуться к нормальной жизни лишает ее возможности самой найти выход. Кэтрин, унаследовавшей от отца способности к науке, нужно немного личного пространства, чтобы обрести уверенность в себе и предъявить миру доказательство сложнейшей теоремы. Но кто автор этого доказательства: отец или дочь? гений или сумасшедший? Занусси «решает» интеллектуальную драму сдержанно и лаконично, по-кинематографически четко, «кадр за кадром», вовлекая публику в процесс размышления. И оказывается, думать — это совсем не скучно. 31 мартана сцене РАМТ.

Театральная пл., 2.Начало в 19.00

Классик современной европейской философии Барух де Спиноза родился и получил образование в сефардской общине Амстердама, однако в 1656 году за радикальную критику раввинистического иудаизма и богооткровенной религии был официально отлучен от еврейской общины. Однако перестав быть иудеем, Спиноза не обратился ни в какую другую религию и продолжал черпать многие философские идеи из еврейских источников. Такая «внеконфессиональная» позиция, невозможная в Средние века, наряду с философским свободомыслием, сделала его одним из первых «граждан» Нового времени. 31 марта в клубе Zavtra профессор истории Еврейского университета в Иерусалиме и приглашенный профессор ряда университетов по обе стороны Атлантики Йосеф Каплан представит в виде лекции результаты своих исследований отлучения Спинозы. Вход, как обычно на лекциях проекта «Эшколот», бесплатный, но с необходимой онлайн-регистрацией: http://goo.gl/pRgwm.

Ул. Сретенка, 26/1.Начало в 16.00

История не одного путешествия

Побывать в европейских городах вслед за русскими писателями предлагает художник Никита Макаров в своем новом персональном проекте «История не одного путешествия», открывшемсяв Центре эстетического воспитания «Мусейон»ГМИИ им. Пушкина. Это живописные работы, в которых в старомодной неоимпрессионистической манере дышат площади и набережные Франции, Италии и Австрии, слышна музыка городского пейзажа, гомон уличных кафе, шум моря, видны мосты, сады больших городов и пригородов, чувствуется игра литературных воспоминаний. Картины сопровождены строками из русских литераторов. Даже название выставки навеяно романом Гайто Газданова «История одного путешествия». Вроде ничего особенного, но ощущение остается приятное.

Колымажный пер., 6.До 11 апреля

1 апреля в Красном зале Института философии РАН состоится круглый стол «Нужна ли новая физика, чтобы объяснить мозг и сознание?» с участием профессора математики Оксфордского университета и одного из крупнейших физиков-теоретиков современности, автора таких шедевров нон-фикшн, как «Новый ум короля», «Тени разума» и «Путь к реальности», соавтора Стивена Хогинга и просто большого ученого сэра Роджера Пенроуза (рыцарское звание он получил в 1994 году за достижения в развитии науки). Одной из идей гостя семинара Отдела философии науки и техники является принципиальная несводимость математических возможностей человека к возможностям любого, даже самого сложного компьютерного алгоритма. Проще говоря, речь о том, что есть в человеке, в том, как устроен и работает его мозг, что-то такое, что вычислить просто нельзя. Кроме Пенроуза в круглом столе примут участие российские ученые из Курчатовского института, Физического института РАН, Института философии РАН, Института ядерной физики МГУ. Рабочие языки — английский и русский.

Ул. Волхонка, 14/1, стр. 5.Начало в 14.00

«Белоснежка»испанского режиссера Паоло Бергера — знаковый оммаж европейскому кинематографу начала прошлого века. Знаковый в том смысле, что вслед за двухлетней давности «Артистом» Мишеля Хазанавичуса, вполне отчетливо являет интерес — как минимум в Старом Свете — к немому кино. Черно-белое переосмысление классической сказки братьев Гримм, романтическое, темное, чуть извращенное — новая «Белоснежка» сюжетно притворяется мелодрамой: действие происходит в Севилье 1920-х, и по его ходу несчастливый тореадор, после злополучного боя вдовец и прикованный к креслу инвалид, женится на медсестре, которая становится злой мачехой для его маленькой дочки Кармен. Лишенная дома, выросшая среди бродячих циркачей-карликов, девочка становится красавицей-тореадором под псевдонимом Белоснежка. Знакомая, хоть и неожиданно переложенная на новый лад история раскрывается во всей жестокости и сентиментальности в старомодной экспрессионистской эстетике немого монохрома, который вдруг оказывается ультраактуальным, очень свежим на фоне осточертевшей технологической мегаломании Голливуда и очень естественной по сравнению с вычурной (простотой, легкостью, сложностью… — нужное подчеркнуть или вставить) арт-хауса. Видимо, за это картина в целом получила испанскую кинопремию «Гойя» как лучший фильм, а исполнительницы главных ролей Макарена Гарсиа и Марибель Верду — премии как лучше актрисы. Со вчерашнего дня фильм в весьма ограниченном российском прокате. Не пропустите.

«Героиды» — экспериментальный пластический проект, состоящий из пяти «танцевальных элегий», или «танцевальных писем», которые объединены вокруг общей темы — природы влюбленного, находящегося в разлуке. Материалом для танцевального сочинения, поставленного на сцене театра «Школа драматического искусства», премьера которого состоится 2 и 3 апреля, послужили элегии древнеримского поэта Овидия «Героиды» — цикл любовных посланий от лица мифологических героинь, разлученных со своими возлюбленными: Пенелопы, Федры, Филлиды, Лаодамии, Сафо. Еще одно произведение, вдохновившее авторов проекта, — «Фрагменты речи влюбленного» французского философа-постструктуралиста XX века Ролана Барта. Женское начало влюбленного, на котором настаивает Барт, воплощено пятью исполнительницами. Музыку для этого проекта написал современный французский композитор Колен Рош. Особенностью написания музыки стало то, что она была сочинена уже после того, как танец был создан. Хореограф-постановщик «Героидов» — актриса театра и хореограф Анна Гарафеева, к слову, ученица знаменитого японского хореографа Мина Танаки, работающего в танцевальном направлении буто.

Ул. Сретенка, 19.Начало в 19.00

Самоучка

Сейду Кейта из столицы Мали Бамако начал фотографировать в далеком 1945-м в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6х9 дюймов и пленку, — пробовал снимать членов семьи и клиентов фотоателье поблизости. Первое время получалось не очень — модели шевелились, а у самого фотографа от волнения тряслись руки. Но уже в 1948 году самоучка Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп, а еще годом позже купил новую камеру 5х7 дюймов и стал снимать людей на фоне задника в студии. Люди были самые разные ― от клерков и владельцев магазинов до президента республики — фотограф не искал их специально, а работал с теми, кто приходил к нему в ателье. Мотивация его была проста: чтобы клиент остался доволен. Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии. Сегодня это, очевидно, и потрясающие произведения фотоискусства, и уникальный социологический портрет эпохи и Африканского континента. Наследие Сейду Кейта из коллекции Жана Пигоцци представлено в Мультимедиа Арт Музеев рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013».

Ул. Остоженка, 16.До 5 мая

5 апреля в кинотеатре «35мм»стартует очередной фестиваль национального кино, на этот раз — нового Чешского Chech-In. По уверениям организаторов, в программе фестиваля нет ни одного лишнего или необязательного фильма — в том плане, что один из сильнейших европейских кинематографов, особенно в 1960–70-е, подаривший миру Милоша Формана и Веру Хитилову, Яна Немеца и Яна Шмидта, Франтишека Влачила и Юрая Герца, Иржи Менцеля и Эвальда Шорма, не сдает позиций и сегодня, и пять представленных на фестивале картин должны служить этому видимым подтверждением. Фильмом открытия (5 апреля, 19.30) станет нео-нуар режиссера Давида Ондржичека «В тени», а гостем открытия — сценарист ленты Марек Эпштейн, сочинивший хитросплетенную детективную историю, разворачивающуюся на фоне красных флагов и портретов Сталина — в Праге 1953 года. «Четыре солнца» (6 апреля, 19.00; 9 апреля, 21.00) Богданы Сламы, самого знаменитого представителя молодой чешской режиссуры, — пронзительная драма о тоске и безысходности провинциального существования и одновременно — ода ранимости и любви. «Личный космос» Хелены Трештиковой (7 апреля, 19.00) — это 37 лет одной семьи и одной страны, спрессованные в неполные полтора часа документального фильма, удивительным образом превращающего частное домашнее видео в подлинный эпос. Кроме того, 8 апреля в 19.00 смотрите «Ночь слишком молода» — психологический триллер, достоверный в бытовых деталях, но отмеченный при этом едва уловимым сюрреальным сдвигом: о том, что Чехия — страна Голема, Кафки и Яна Саудека, вспоминаешь не раз. 9 апреля в 19.00 на экране «35мм» — «Бутончики» Зденека Ираского — грустный и светлый фильм о надежде, раскрывающейся цветками в грязной реальности индустриального захолустья. Все фильмы демонстрируются на чешском языке с русскими субтитрами.

Ул. Покровка, 47

Иннованты

В Государственном центре современного искусства открылась интересная, в общем, выставка с унылым официозным названием: выставка номинантов VIII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация-2012». Интересна же она тем, что собирает в едином экспозиционном пространстве проекты молодых — по преимуществу и относительно — художников, чей уровень неровен, но вполне достоин: все выставляемые работы были отобраны специальным экспертным советом. Называть имена смысла нет: их много, и не все «говорящие». Стоит просто сходить посмотреть. На выставке представлены практически все жанры современного искусства. Хотелось бы добавить: «кроме скучного», но, увы, не без этого. Видимо, в качестве компенсации зрителю (шутка!) в экспозиции представлены лауреаты двух внеконкурсных номинаций — Эрик Булатов «За творческий вклад в развитие современного искусства» и коллективный разум Фонда Михаила Прохорова — «За поддержку современного искусства России».

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2.До 5 мая

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow