СюжетыКультура

Добро как проект

Игорь Савельев. «Терешкова летит на Марс». История взросления на фоне эпохи

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2013
Читать
Игорь Савельев. «Терешкова летит на Марс». История взросления на фоне эпохи

Название романа молодого писателя из Уфы отсылает к советской героике, точнее, к заявлению, которое первая женщина-космонавт сделала в 2007 году. Накануне своего семидесятилетия Валентина Терешкова выразила готовность отправиться в экспедицию на Марс и назад не возвращаться. Самому Савельеву нет и тридцати.

Всю свою сознательную жизнь он провел уже в постсоветской России. В наше время разворачивается и действие романа, хотя советский фон, безусловно, нужен молодому писателю, чтобы понять, чем должны быть добро и зло в жизни именно его поколения.

Людей, у которых есть цель, главный герой произведения, молодой человек по имени Павел, определенно уважает. Другое дело, что сам он совсем не таков. Павел ― несостоявшийся архитектор. Его талант был принесен в жертву страхам родителей, советских, то есть традиционно враждебно настроенных по отношению к государству, интеллигентов. Считая поступление в архитектурный институт слишком ненадежным способом отмотать свое чадо от армии, родители Павла настояли на некоем непонятном «социально-гуманитарном» факультете. Имитация учебы в вузе плавно перетекла в симулирование научной деятельности в аспирантуре. В итоге (в романе это ― отправная точка) Павел оказывается у разбитого корыта. Его возлюбленная Наташа отправляется в США за мечтой, то есть работать по специальности. Он же ощущает себя брошенным и никчемным.

Переходя от одного этапа в жизни Павла к другому, Савельев не устает удивлять читателя. Безвольный дрейф героя по течению (следование родительскому сценарию) неожиданно сменяется аморальным самоутверждением (уход в бизнес). Затем следует борьба со злом (преступной корпорацией), не слишком, правда, убедительная и успешная. И, наконец, герой переживает своего рода просветление, пусть и не окончательное, но определенно знаменующее переход в некое более зрелое состояние.

Разумеется, эта история взросления на фоне эпохи есть попытка передать ее дух. Над романтизмом Терешковой и ее готовностью пожертвовать собой ради всеобщего блага некоторые персонажи романа откровенно смеются. Зато в порядке вещей вера в то, что за деньги можно купить всё, включая едва ли не личное бессмертие.

Друзья Павла (писатель Игорь, «ролевик» Данила и дочь олигарха студентка Оля) тоже не лишены недостатков. Все они в той или иной степени смешивают искусство и действительность: один ― с литературой, другой ― с игрой, третья ― с кинематографом. В финале мы, конечно, можем вместе с Павлом поругать их за инфантилизм или сослаться на ситуацию постмодернизма: ничего настоящего, мол, уже не осталось, одни подобия.

Однако Савельев, похоже, хочет сказать нечто иное и устами писателя Игоря заявляет Павлу, что только так, сопрягая реальность и вымысел, и можно жить. Читая Савельева, мы убеждаемся в том, что добро не укоренено в природе нашего мира. Оно не возникает само собой как результат некой предустановленной гармонии. Пожалуй, оно возможно только как проект. Так что эскападу молодых героев нужно расценивать не как конфуз, а как пробу сил.

А на Марс лететь не обязательно. Найдутся дела и на земле.

Василий КОСТЫРКО

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow