СюжетыКультура

Утепление Москвы

«Трикотаж-клуб» стремится украсить разноцветной пряжей и людей, и город

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2013
Читать
В скверике на Покровке деревья одеты в полосатые «чулки» — яркие стволы среди зимней серости цепляют взгляд. Березкам повезло, что напротив находится «Трикотаж-клуб». Это и студия, и клуб, и магазин — только все здесь теплое, вязаное, цветное и смешное: войлочные бусы, чехлы для ноутбуков крупной вязки, сувениры-пирожные (и сливки, и шоколад — все из пряжи).
Изображение

В скверике на Покровке деревья одеты в полосатые «чулки» — яркие стволы среди зимней серости цепляют взгляд. Березкам повезло, что напротив находится «Трикотаж-клуб». Это и студия, и клуб, и магазин — только все здесь теплое, вязаное, цветное и смешное: войлочные бусы, чехлы для ноутбуков крупной вязки, сувениры-пирожные (и сливки, и шоколад — все из пряжи).

Фирме больше десяти лет — молодому директору Юрию Ридченко она досталась от родителей. Те продавали прибалтийский трикотаж, в СССР это была марка качества. Марку все постепенно забыли, а Юра, заполучив магазин, решил клиентов удивлять. Одежда — для безумных девушек, которые не боятся цветов вырвиглаз и фасонов, названий которым еще не придумано. Другое направление — вязаные пончо и длинные юбки, в общем, наряды для женщин в возрасте и нестандартных фигур.

Деревья в скверике напротив оказались частью мирового движения Yarn Bombing (буквально — бомбардировка пряжей) — оно процветает в мире уже лет пять. Рукодельщики обвязывают деревья, столбы, памятники и автомобили: занятие сродни граффити, но с помощью ниток. В Россию этот вид уличного искусства только приходит, и «Трикотаж-клуб» — первый. Километры пряжи уже потрачены на деревья в «Музеоне», в Милютинском парке. А в Новопушкинском сквере деревья остались голыми — в последний момент управа запретила акцию, когда Юра с товарищами уже перемерил все деревья и связал одежку по мерке. Зато удалось одеть маленькие пихты на территории детского творческого центра «Москворечье»: дети от ярнбомбинга в восторге. Правда, ближе к лету «чулки» придется с деревьев снять: Юра опасается насекомых, которые расплодятся под пряжей и, недосягаемые для птиц, навредят дереву. А еще он мечтает обвязать все водосточные трубы на Покровке.

Служебный транспорт у «Трикотаж-клуба» тоже вязаный. На входе в магазин припаркованы три маленьких «Оки»: машины-коврики. Одна из них изображает «Yellow Submarine» — есть и иллюминаторы, и перископ. Поначалу автомобили прятали на ночь во дворе, но с прошлой весны украли только бобину синей пряжи, изображающую мигалку на крыше. Сотрудник «Трикотаж-клуба» Денис относится к ним нежно: «Мы так позитив получаем — на Чистых прудах садимся в засаду и смотрим, сколько людей наши машины сфотографирует». Трижды вязаный автомобиль катал новобрачных: магазин не отказывает влюбленным. Лимузин — это разве креатив?

«Трикотаж-клуб» — сообщество маленьких, но гордых брендов. Продукцию в магазин поставляют около сотни людей, для которых вязание — хобби и удовольствие. Двое таких вязайнеров, Тамара и Тимофей, творят прямо в витрине, среди разноцветных клубков пряжи и уже готовых «трипчаток» — трехпалых перчаток. Это изобретение Тамары: «Хочется создавать то, чего еще никто не делал». На широком подоконнике магазина они и работают, и витрину собой украшают. Прохожие, заметив вязайнеров, останавливаются. «Иногда они заходят, мы предлагаем повязать вместе. Говорят: «Надо же, такие молодые — а вяжут!» — ребята хохочут.

Тамара умела вязать всегда. А Тимофея вязать научила мама три года назад. Сначала он вел мастерскую с детьми-инвалидами в ростовском Дворце пионеров. Тогда для него и началось вязание по-настоящему — пытался, рассказывает, «социально адаптировать» подопечных через рукоделие, а увлекся сам.

Ребята вязали красивые и смешные вещи, дарили друзьям, но скоро изделий накопился целый чемодан, а хотелось приобщить к вязаному хендмейду больше народу. «Незнакомым людям дарить — это подозрительно, никто не возьмет. Вот и пришлось продавать», — улыбается Тамара. Так что коммерческая деятельность началась поневоле.

В родном Ростове-на-Дону ребята аудиторию не нашли. Клиенты говорили: «Мне очень нравится эта сумка, но если я приду с ней в офис, меня уволят». Летом ездили по музыкальным фестивалям в Крыму, торговали там. А в Москве ребята наткнулись на магазин случайно: шли мимо и заглянули. Юра сначала увидел шикарное вязаное пальто, а потом разглядел в нем Тимофея. Он ревниво спросил: «Где купил?» «Связал сам», — гордо заявил Тимофей.

«А у нас совершенно случайно был с собой целый рюкзак наших изделий», — смеются ребята. Так началось их сотрудничество с «Трикотаж-клубом».

«Смотрите, — Тимофей поворачивается к стеклу и начинает вслух считать проходящих людей. Через пару минут оказывается: из прошедших мимо 21 человек был одет в черно-серое, и только у четверых в одежде были светлые или яркие тона. — Сколько можно жить в этой черно-серости!» «Я видела людей в сумасшедшем доме, и знаете что: давайте до такого не доводить», — вторит Тамара (по образованию она психиатр).

«Пойдем гулять!» — предлагает Тома, складывая спицы. Вязайнеры надевают пестрые шапки, кидают клубки в туррюкзак — в путешествие их брать удобно, сколько ни возьми, тяжело не будет. И отправляются бродить по улицам, чтобы устроить этому городу очередной сеанс цветотерапии.

Фото Евгения Фельдмана

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow