СюжетыСпорт

Дмитрий КИСЕЛЕВ: «Время звезд-одиночек прошло»

Только масштабное развитие спортивного резерва может создать «материал» для завоевания медалей

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2013
Читать
Обсуждая достигнутые регионами результаты, директор Федерального центра подготовки спортивного резерва утверждает, что как только Москва проиграет на Спартакиаде, Россия выиграет Олимпийские игры. Поскольку именно в это время развитие спорта в регионах достигнет высот нашей столицы.

Подготовка и проведение Спартакиады — головная боль организаторов. Сами соревнования — время эмоциональных переживаний участников и тренеров. После окончания стартов подводить итоги, анализировать статистическую информацию и делать промежуточные выводы о состоянии детско-юношеского спорта России — задача основоположников возрожденного спартакиадного движения. Первые итоги собраны в медальном и общем зачете сборных субъектов Федерации. Обсуждая достигнутые регионами результаты, директор Федерального центра подготовки спортивного резерва Дмитрий КИСЕЛЕВ утверждает, что как только Москва проиграет на Спартакиаде, Россия выиграет Олимпийские игры. Поскольку именно в это время развитие спорта в регионах достигнет высот нашей столицы.

— Существуют такие лакмусовые бумажки в мировом спорте, как Олимпийские игры, после которых начинается новый отсчет. Для нас таким рубежом стал Ванкувер в 2010-м, — признается Дмитрий Алексеевич. — Неудачное выступление нашей команды заставило провести глубокий анализ. Он позволил проблемы подготовки спортивного резерва из остаточного принципа превратить в главенствующий. Стало очевидно, что если заниматься резервом в масштабах всей страны, то так или иначе у тебя будет материал для завоевания медалей, а если его нет, то закрыть проблемные позиции одним человеком просто невозможно. Дальше полагаться на звезд-одиночек было нельзя, поэтому перед нами были поставлены самые серьезные задачи.

И спартакиадные соревнования — это вершина айсберга, конечный этап подготовки, смотр результатов, время оценок и выводов. Но помимо них ведется круглогодичная работа. Совместно с регионами мы проводим научно-практические конференции, посвященные подготовке спортивного резерва. В этом нет ничего нового, но одно дело, когда проходит одно подобное собрание в год в Москве, и другое, когда они регулярны и проводятся по всей стране.

Результаты как прошедших, так и предыдущих соревнований дают определенную картину развития спорта в регионах. Можно сказать, что десятка сильнейших субъектов из года в год остается практически неизменной. Если проанализировать эти регионы на наличие замкнутой системы подготовки спортивного резерва — детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва и центров спортивной подготовки, то сопоставление с итогами Спартакиады будет идентичным. А если взять субъекты из нижней части таблицы зачета, то можно заметить, что одно из ключевых звеньев системы подготовки просто отсутствует. Это прямая зависимость и необходимый комплекс победителей.

Для того чтобы побудить такие отстающие регионы к развитию, мы составили методические рекомендации к региональным программам подготовки спортивного резерва. Если условия выполняются, мы взаимодействуем, работаем, выделяем субсидии. Это вопрос не миллиардов и миллионов, это вопрос здравого смысла. Никто не спорит, что существуют регионы, в которых нет спортивных школ или центров подготовки в силу общей негативной экономической ситуации. Никто не ставит на них крест. С ними тоже нужно уметь работать, протянуть руку помощи. Для этого разработана система базовых видов спорта, определяющаяся исходя из исторически сложившихся факторов. Глава региона подписывает двустороннее соглашение с Министерством спорта, где обе стороны берут на себя определенные обязательства. В зависимости от оценки эффективности работы в спортивной отрасли (куда, кстати, помимо прочих показателей входит и занятое место на Спартакиаде) выделяются субсидии. Это временные обязательства для оказания помощи точкам на карте России для выживания видов спорта. Но и требуем строгого выполнения прописанных задач. А учитывая, что перечень базовых видов спорта для каждого субъекта периодически пересматривается, появляется возможность для развития спорта в комплексе.

Постепенно решается вопрос и с нехваткой спортивных объектов у учреждений подготовки резерва. Не каждая спортивная школа, будь у нее даже хорошие результаты и квалифицированный тренерский состав, имеет свою базу. И на недавнем собрании обсуждалась Федеральная целевая программа 2016 года, которая подразумевает строительство объектов спорта не для конкретного субъекта (какие мы можем наблюдать в Казани, Сочи или городах, где предстоит пройти матчам чемпионата мира по футболу), а для учреждений, занимающихся подготовкой спортсменов. В масштабах страны для роста и физического развития подрастающего поколения — это колоссальный шаг вперед.

В ближайших планах у нас модернизация системы мониторинга подготовки спортивного резерва. Она даст реальную оценку существующего спортивного кадрового потенциала на данный момент, в отличие от бумажной версии, дающей простор для разного рода фальсификаций. Ни один талантливый спортсмен, который когда-то где-то попал в систему спортивных школ, уже не исчезнет из нашего поля зрения.

Мне приятно, что за 10 лет кропотливой работы по подготовке и проведению Спартакиад мы наглядно видим плоды наших трудов. Ребята, участвовавшие в этих соревнованиях, попадают в сборные и приносят медали нашей стране. Система соревнований живет своей жизнью, она давно выстроена и функционирует, а доказательство ее дееспособности — молодые лидеры национальных команд, выросшие в спартакиадном движении.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow